Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Построение рассказа может быть дедуктивным (от общего положения к частным фактам) и индуктивным (из ряда фактов выводится обобщение). Примером первого может быть рассказ
инструментах и способах их применения в общих чертах, а затем, разбирая каждый инструмент по применению и функции работы. Рассказывая конкретно о каждой из вышеперечисленных приспособлений, учитель из общего положения выводит частные факты, дает понятие об отличительных особенностях специального инвентаря и в связи с их назначением
Беседа — метод обучения, при котором учитель с помощью целенаправленных вопросов к учащимся мобилизует их знания и практический опыт для усвоения новых знаний. С помощью беседы учитель активизирует мыслительную деятельность школьников, подводит их к необходимым выводам и обобщениям.
Беседа—один из самых распространенных методов устного изложения материала. Ценность ее состоит в том, что учитель имеет возможность выяснить знания большой группы учащихся за относительно короткое время и в то же время развить их активную мыслительную деятельность.
Успеху беседы способствует четкое определение темы, логика плана и умелая постановка вопросов, позволяющая учителю направлять мысль учащихся.
Каждый учитель знает, что от характера и постановки вопроса зависит умение ученика дать правильный и полный ответ. Поэтому учитель готовит систему вопросов так, чтобы ответы учащихся были как бы этапами последовательного усвоения нового материала. Характер и содержание вопросов могут быть направлены на формирование у школьников теоретических знаний, определение понятий, установление причинно-следственных связей между явлениями, выявление существенных признаков изучаемых фактов и явлений, доказательство какого-либо положения или на формирование практических умений и навыков (вопросы, поясняющие последовательность технологических операций, приемов трудовой деятельности, планирования работы и т. д.).
Опыт показывает, что характер вопросов бывает репродуктивный, поисковый, познавательный. Нужны также и вопросы, которые требуют от учащихся воспроизведения фактического материала.
Во многих случаях вопросы могут быть направлены на сравнение изучаемых объектов, явлений, процессов, например:
«Сравните разновидности укладки кирпича, опишите признаки их различия и сходства»; «Объясните, где применяют облегченную кладку и почему».
Нередко вопросы помогают выявить сущность явления, процесса, раскрыть причинно-следственные, структурно-функциональные, временные, пространственные и другие связи.
Более сложный характер носят вопросы, ответы на которые требуют объяснения, доказательства, формулирования выводов, обобщений, например: «Объясните сущность принципа работы режущих инструментов»; «Докажите, что от прочности кирпича, плотности швов»; «Сделайте вывод по результату проведенного опыта».
Поисковый или проблемный характер вопросов усиливает интерес школьников, активизирует их внимание. На эти вопросы учащиеся не сразу могут ответить, и задача учителя состоит в том, чтобы направить мысль учащихся в нужном русле.
Вопросы учителя, которые он ставит в процессе беседы, должны удовлетворять педагогическим требованиям: формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, вариативными; вопросы следует строить на известном учащимся учебном материале, необходима опора на предшествующую подготовку и личный опыт школьников; логика постановки вопросов должна соответствовать плану беседы, а вопросы быть связанными между собой (связь предшествующего с последующим); содержание вопросов должно отвечать теме беседы и направлять учащихся на усвоение главного, существенного в изучаемом материале; в вопросе не должно быть ответа; во время ответа не следует прерывать речь школьника; каждому ответу следует давать краткую оценку, ориентируя учащегося на правильный в содержании ответ; если беседу проводят при проверке усвоения знаний, следует вначале формулировать основные вопросы, а затем дополнительные; в ходе беседы необходимо усложнять вопросы, направлять их на развитие самостоятельности школьников.
Это интересно:
Программа студии вокально-инструментальной музыки
Пояснительная записка Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание учащегося, его интерес, возможности, способности, психологические особенности (а так же стартовый уровень знаний). В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время об ...
Итоги за 2012 г. по мониторингу Минобрнауки
Мониторинг эффективности деятельности вузов, принятие нового Федерального закона “Об образовании” и повышение уровня средней зарплаты профессорско-преподавательского состава - темы, ставшие в 2012 году главными для образовательного сообщества. 01 ноября 2012 года, Минобрнауки был опубликован список ...
Идея вальдорфской школы
Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется и в том, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе. Первая вальдорфская школа б ...