Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Дидактические принципы в обучении

Страница 6

Построение рассказа может быть дедуктивным (от общего положения к частным фактам) и индуктивным (из ряда фактов выводится обобщение). Примером первого может быть рассказ

инструментах и способах их применения в общих чертах, а затем, разбирая каждый инструмент по применению и функции работы. Рассказывая конкретно о каж­дой из вышеперечисленных приспособлений, учитель из общего положения выводит частные факты, дает понятие об отличительных особен­ностях специального инвентаря и в связи с их назначением

Беседа — метод обучения, при котором учитель с помощью це­ленаправленных вопросов к учащимся мобилизует их знания и практический опыт для усвоения новых знаний. С помощью бе­седы учитель активизирует мыслительную деятельность школьни­ков, подводит их к необходимым выводам и обобщениям.

Беседа—один из самых распространенных методов устного изложения материала. Ценность ее состоит в том, что учитель име­ет возможность выяснить знания большой группы учащихся за от­носительно короткое время и в то же время развить их активную мыслительную деятельность.

Успеху беседы способствует четкое определение темы, логи­ка плана и умелая постановка вопросов, позволяющая учителю направлять мысль учащихся.

Каждый учитель знает, что от характера и постановки воп­роса зависит умение ученика дать правильный и полный ответ. Поэтому учитель готовит систему вопросов так, чтобы ответы уча­щихся были как бы этапами последовательного усвоения нового материала. Характер и содержание вопросов могут быть направ­лены на формирование у школьников теоретических знаний, опре­деление понятий, установление причинно-следственных связей между явлениями, выявление существенных признаков изучаемых фактов и явлений, доказательство какого-либо положения или на формирование практических умений и навыков (вопросы, пояс­няющие последовательность технологических операций, приемов трудовой деятельности, планирования работы и т. д.).

Опыт показывает, что характер вопросов бывает репродуктив­ный, поисковый, познавательный. Нужны также и вопросы, ко­торые требуют от учащихся воспроизведения фактического мате­риала.

Во многих случаях вопросы могут быть направлены на сравнение изучае­мых объектов, явлений, процессов, например:

«Сравните разновидности укладки кирпича, опишите признаки их раз­личия и сходства»; «Объясните, где применяют облегченную кладку и почему».

Нередко вопросы помогают выявить сущность явления, про­цесса, раскрыть причинно-следственные, структурно-функциональ­ные, временные, пространственные и другие связи.

Более сложный характер носят вопросы, ответы на которые тре­буют объяснения, доказательства, формулирования выводов, обоб­щений, например: «Объясните сущность принципа работы режу­щих инструментов»; «Докажите, что от прочности кирпича, плотности швов»; «Сделайте вывод по результату прове­денного опыта».

Поисковый или проблемный характер вопросов усиливает ин­терес школьников, активизирует их внимание. На эти вопросы учащиеся не сразу могут ответить, и задача учителя состоит в том, чтобы направить мысль учащихся в нужном русле.

Вопросы учителя, которые он ставит в процессе беседы, долж­ны удовлетворять педагогическим требованиям: формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, вариативными; воп­росы следует строить на известном учащимся учебном материале, необходима опора на предшествующую подготовку и личный опыт школьников; логика постановки вопросов должна соответствовать плану беседы, а вопросы быть связанными между собой (связь предшествующего с последующим); содержание вопросов долж­но отвечать теме беседы и направлять учащихся на усвоение глав­ного, существенного в изучаемом материале; в вопросе не должно быть ответа; во время ответа не следует прерывать речь школьни­ка; каждому ответу следует давать краткую оценку, ориентируя учащегося на правильный в содержании ответ; если беседу прово­дят при проверке усвоения знаний, следует вначале формулиро­вать основные вопросы, а затем дополнительные; в ходе беседы необходимо усложнять вопросы, направлять их на развитие само­стоятельности школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Это интересно:

Программа студии вокально-инструментальной музыки
Пояснительная записка Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание учащегося, его интерес, возможности, способности, психологические особенности (а так же стартовый уровень знаний). В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время об ...

Итоги за 2012 г. по мониторингу Минобрнауки
Мониторинг эффективности деятельности вузов, принятие нового Федерального закона “Об образовании” и повышение уровня средней зарплаты профессорско-преподавательского состава - темы, ставшие в 2012 году главными для образовательного сообщества. 01 ноября 2012 года, Минобрнауки был опубликован список ...

Идея вальдорфской школы
Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется и в том, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе. Первая вальдорфская школа б ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru