Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Перемены, происходящие в жизни общества, изменяют целостные установки преподавания географии в школе. Возникает вопрос: как школьная география с помощью своего содержания может способствовать образованию, воспитанию и развитию учащихся?
Цель образования – познание окружающего мира, существующего по своим объективным законам, и присвоение учеником общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, куда входят не только знания, но и общественно-выработанные ценности, нормативы, социально значимые ориентиры.
Обучение при этом понимается не просто как передача знаний для заучивания, а как формирование личностных качеств ученика.
Важнейшая сторона воспитания и его результат – формирование ценностно-этических ориентаций. Сам термин – категория субъективной диалектики. Ценностно-этические ориентации невозможно преподать, как преподают то или иное знание. Познавательное, основанное только на деятельности рассудка обучение здесь не приемлемо.
Существуют два пути: прямое воздействие на эту сферу личности через обращение к эмоциям, нравственным ценностям и формирование ценностных ориентаций в процессе изучения географии посредством использования разнообразных способов апелляции к эмоциям и чувствам при рассмотрении отдельных вопросов, сюжетов, проблем жизни и деятельности людей, оставивший свой след в географической науке.
На фоне обесценивания общепринятых ранее ценностей, развеянных убеждений часто рождается новое философское понимание жизни, мировоззрение. Для нашего общества – это приоритет общечеловеческих ценностей и гуманизация как основная движущая сила педагогики мира.
Педагогика мира формируется и развивается как составная часть нового мировоззрения – идеологии мира. Основными идеями педагогики мира являются: идея разумного мира, идея нравственного мира, идея человеческого мира.
Эти идеи нашли свое отражение в целях школьной географии, которые формулируются следующим образом:
I. Раскрыть географическую картину единого мира как составной части ноосферы Земли, для чего:
-выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества и на пространственные особенности этой взаимосвязи;
- способствовать формированию у учащихся экологического сознания, переосмыслению место и роли человека в природе; норм поведения человека, адекватных реальным условиям и возможностям;
- раскрыть естественно-научные, технико-экономические и социально-экономические основы общественного производства, успешного участия в производстве и общественной жизни;
- сформировать у учащихся умение пользоваться картами, справочниками, вести наблюдения на местности;
- подготовить учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук;
- развить у учащихся географическое мышление, научить их мыслить комплексно и пространственно, решать доступные им географические проблемы.
II.Ориентировать учащихся на устранение существующих противоречий между странами, на развитие международного сотрудничества, для чего:
- оказать пути разрешения соответствующих конфликтных ситуаций между странами;
- убедить учащихся, что углубление международного сотрудничества – единственный путь создания гармонично развивающегося мира в интересах народов и отдельной личности.
III. Способствовать формированию у учащихся сознания необходимости усвоения моральных ценностей человечества, моральных норм и правил цивилизованного общения и общежития, для чего:
Это интересно:
Понятие и схемы рефлексии
1. А. Прежде всего необходимо подчеркнуть специфику ситуаций в которых необходима рефлексия (Р), т.е. собственно её предназначение. По Г.П.Щедровицкому в мыследеятельности возникают ситуации затруднения, когда замысленное преобразование невозможно произвести наличными средствами. Далее Георгий Петр ...
Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста
Как правило, к достижению старшего дошкольного возраста (6–6,5 лет) у большинства детей формируются интеллектуальные возможности для обучения в школе. Это проявляется в том, что у дошкольников существенно возрастают возможности умственной деятельности. Они довольно хорошо ориентируются в окружающей ...
Модели гражданского воспитания школьников
Модели гражданского воспитания должны формироваться и развиваться в рамках воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретать все большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении ...