Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Нередко сегодня встает вопрос и о межнациональных отношениях уже в среде младших школьников: «других» детей дразнят, с ними не хотят дружить, им устраивают «бойкоты». При этом педагоги далеко не всегда пытаются предотвратить или изменить подобное отношение, а иногда и сами выступают в роли зачинателей конфликта.
Среди городских детей 34% знают, 65% не интересовались этим вопросом. Соотношение этих показателей у сельских детей почти такое же: 35% и 65%. Таким образом, в отношениях детей просматриваются в целом благоприятные предпосылки к развитию межэтнической толерантности. По мере формирования этнической идентичности личности, осознавания национальной принадлежности своих одноклассников важно создавать условия для становления у этих детей толерантных, позитивных отношений.
В семьях, где родители имеют одну национальность, трудностей с называнием своей национальности у школьников нет.
В бинациональных семьях дети идентифицируют себя по-разному. Старшеклассники дают, как правило, уточняющие ответы, например: «русская по отцу, чувашка по матери». Младшие школьники и подростки себя относят обычно к одной национальности, например: сын матери-чувашки и отца-кумыка считает себя кумыком, дочь матери-польки и отца-армянина считает себя армянкой. Один ученик 11 лет (г. Чебоксары) назвал себя русским, при том, что отец – татарин, а мать – чувашка. Очевидно, свою роль сыграл русский язык, который был назван им в качестве родного.
В целом у опрошенных просматривается тенденция чаще считать себя русским, хотя количество родителей чувашской национальности по нашей выборке преобладает. Этот факт требует более глубокого исследования и анализа, так как может быть обусловлен неблагоприятной ситуацией для проявления межэтнической толерантности.
При выборе друга учащиеся начальной и основной школы руководствуются следующими установками:
В начальной школе:
– выбирают друга своей национальности – 23% гор. и 25% сел.;
– другой национальности – 5% гор. и 5% сел.;
– национальность не имеет значение – 72% гор. и 70% сел.
В основной школе:
– той же национальности – 19% гор. и 10% сел.;
– другой национальности – 4% гор. и 0% сел.;
– близко к своей национальности – 11% гор. и 5% сел.;
– национальность не важна – 66% гор. и 85% сел.
Таким образом, большинство младших школьников и подростков выбирают друга не по национальной принадлежности, что отражает доминирование отношений межэтнического принятия среди детей этих возрастных групп.
Учащимся старшей школы был задан вопрос об их отношении к браку ближайшего родственника с человеком другой национальности. Ответы распределились следующим образом:
– считают такой брак нежелательным – 9% гор. и 5% сел.;
– предпочли бы человека своей национальности, но возражать бы не стали – 23% гор. и 15% сел.;
– считают, что национальность в браке не имеет значения, если муж (жена) соблюдают обычаи народа жены (мужа) – 13% гор. и 10% сел.;
– считают, что национальность в браке не имеет никакого значения – 48% гор. и 55% сел.;
– затруднились ответить – 7% гор. и 15% сел.
Как видно из данных, у старшеклассников доминируют толерантные установки по отношению к бинациональным семьям.
Отношение в семьях учащихся к друзьям, людям другой национальности.
В начальной школе:
– считают, что в их семье будут рады друзьям другой национальности – 47% гор. и 30% сел.;
– думают, что не будут рады – 2% гор. и 10% сел.;
– не знают – 51% гор. и 60% сел.
В основной школе:
– утверждают, что в их семье принято относиться к людям другой национальности с уважением – 79% гор. и 75% сел.;
– с презрением – 0%;
– с равнодушием – 21% гор. и 25% сел.
В старшей школе:
– положительно – 42% гор. и 60% сел.;
– негативно – 1% гор. и 0% сел.;
– объективно, выделяя хорошее и плохое – 44% гор. и 20% сел.;
– равнодушно – 13% гор. и 20% сел.
В целом в семьях подростков и старшеклассников преобладает хорошее, уважительное отношение к людям других национальностей. Чуть больше половины младших школьников не могут пока с уверенностью ответить на этот вопрос, возможно, потому, что недостаточно еще осознают этнические стороны отношений.
Это интересно:
Понятие и компоненты творческих способностей
Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии “творчество” применительно к развитию ученика. Для начала выясним, что же такое способность, и какой смысл содержит это п ...
Методика поэтапной коррекционной работы по преодолению нарушения свистящего
сигматизма
Процесс исправления произношения каждого дефектного звука традиционно делится на четыре этапа: 1 этап: подготовительный; 2 этап: постановка звука; 3 этап: автоматизация звука; 4 этап: дифференциация звуков. Эта методика была предложена Т.А. Ткаченко. Все этапы работы разделены на ступени и выстроен ...
Возрастные особенности в проявлении
агрессивности детей младшего школьного возраста и способы борьбы с ней
Агрессия детей младшего школьного возраста проявляется в том, что маленький ребенок, находясь в группе сверстников старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возраст ...