Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Работа ученых и методистов над созданием школьного предмета «география» продолжается многие годы. Особенно актуальна она в настоящее время. Революционные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, реконструкция экономики и управления требуют перестройки системы образования.
Существующая методическая система обучения географии, предполагая одинаковое для всех учащихся содержание и единый темп его усвоения, не позволяла учитывать разнообразие склонностей и интересов отдельных групп школьников. Новые цели, поставленные перед общеобразовательными учебными заведениями, требуют изменения содержания предмета и его структуры.
Разработка содержания – сложная методическая проблема, особенно в настоящее время, когда стоит задача средствами географии способствовать формированию творческой личности выпускников школы. В этих условиях изменяются функции учебного предмета, его содержание становится не столько объектом изучения, сколько средством развития ученика.
География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие личности школьника, так как в основе ее содержания лежит комплексный географический подход при изучении жизнедеятельности общества и его взаимодействии с природой. Изучение географии обеспечивает формирование у школьников целостных представлений о человеке и окружающем его мире, способствует социальному самоопределению школьников. Современный этап в развитии географического образования характеризуется ориентацией его содержания на формирование у школьников географической карты мира, географической культуры как составной части общей культуры человека.
Особенности методической системы обучения географии, разработка ее структуры и содержания во многом определяются целями обучения предмету.
Можно указать несколько особенно болезненных точек в современном состоянии географии, как учебного предмета, но прежде всего следует отметить заметное снижение ее общественного авторитета. Причин много. Одна из них в том, что долгое время география оставалась дисциплиной, главное содержание которой было сведено к сообщению ученику определенного объема сведений о размещении и номенклатуре природных объектов, численности населения, отраслях производства и комментированию очередных экономических планов.
Из географии почти полностью исчез аналитический подход: оценка состояния окружающей среды, критический взгляд на использование ресурсов в том или ином регионе, оценка условий жизни населения, объективный анализ экономики. Стремление повысить научный уровень школьной географии привело к тому, что она стала слишком «наукообразной», трудной для усвоения учащимися, а потому и неинтересной для них. И в этом и в другом случае география оставалась наукой, далекой от реальной действительности, от жизненных проблем общества в целом и каждого индивида в отдельности.
Снижение уровня географического образования, игнорирование роли географии в развитии культуры и хозяйства, в общественно-политической жизни общества проявляются в постепенном вытеснении ее из школы и, по мнению А. М. Берлянта (1990), превращении в некую субдисциплину в рамках механически понимаемого естествознания. Прежде чем рассматривать цели географии, обратим внимание на задачи географической науки.
Уникальность географии заключается в том, что она одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества, которое развивается в ней. Другие науки, например, экономика, биология, имеют дело либо с природой, либо с экономикой. География же изучает общество и природу и взаимосвязи между ними комплексно. В наши дни географию невозможно представить без человека, без отношения к человеку, без заботы о человеке. Растет гуманистическая роль географии, которую раньше не принимали во внимание. Таким образом, значение географии как науки не только не падает, а становится наиболее важным для современного периода развития общества, потому, что мир меняется очень зримо, очень существенно.
Это интересно:
Кружок математики в 5 классе, организованный с помощью проблемного метода
обучения
Кружок рассчитан на 10 занятий. Возможно проведение кружка в любой период обучения в 5 классе, так как материал кружковых занятий не связан с программным материалом. С нашей точки зрения целесообразно проводить данный кружок во втором полугодии, а в первом полугодии можно организовать кружок, содер ...
Результативность работы МО ОБЖ СОШ №10 в плане подготовки учащихся к
современным условиям жизнедеятельности
В рамках проводимого экспериментального исследования роли курса ОБЖ в подготовке учащихся к современным условиям жизнедеятельности на базе МОУ СОШ №10 ст. Придорожной Каневского района в конце 2007-2008 учебного года было проведено анкетирование учащихся 9-11 классов с целью выявить самооценку учащ ...
Досуг как сфера коррекционной деятельности
Альтернативность, инвариантность современной социокультурной среды представляет собой широкое поле для проявления инициативы, самостоятельности, творчества, самоутверждения человека, свободы его социального поведения. Социально-культурная деятельность в сфере досуга характеризуется многообразием за ...