Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Профильные программы для удовлетворения интересов учащихся, выходящих за рамки школьной географии, по актуальным вопросам географической науки.
В связи с демократизации образования в последние годы активизировалась работа по созданию учебников географии различных типов: экспериментальных, пробных, стабильных и учебников для углубленного изучения. Кроме того, практически в каждой области или республике изданы учебники по географии родного края. Наиболее распространены стабильные учебники, соответствующие в основном традиционной программе и рассчитанные на реализацию базового содержания образования. Экспериментальные учебники обычно отражают в значительной степени представлении авторов по экспериментально изучаемым вопросам или по всему содержанию материала. Пробные учебники географии выпускаются небольшим тиражом и отличаются от стабильных структурой учебного материала и наличием авторских концепций. По углубленным и профильным программам особенно выделяется учебное пособие В.П. Максаковского «Географическая картина мира» для углубленного изучения курса «Экономическая и социальная география мира»
В связи с созданием разнообразных учебников возникла проблема преемственности изучения географии от курса к курсу, от класса к следующему классу. В некоторых учебниках авторы недостаточно учитывают содержание основных понятий предыдущих учебников, что в ряде случаев приводит к различному толкованию одних и тех же понятий. В связи с этим предстоит работа по унификации основного содержания учебников на основе стандарта среднего образования по географии.
В содержании школьной географии в настоящее время выделяют пять основных компонентов: знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и национально-региональный.
Знания являются основным компонентом содержания, представляющим основы географической науки. Выделяют две группы знаний: теоретические и эмпирические. Теоретические знания в программе представлены теориями, гипотезами, понятиями, а так же законами и закономерностями. Для усвоения закономерностей и в целом основ науки необходимы прежде всего понятия, которые представляют собой форму логического мышления, выраженные словами и отражающие наиболее существенные свойства и связи объектов и явлений.
К группе эмпирических знаний относятся фаты и представления, являющиеся базой для формирования географических знаний.
Умения – знания о способах деятельности и сами действия в процессе учебы переходящие в навыки. Роль этого компонента содержания все более возрастает в связи с увеличением доли самостоятельных работ учащихся на уроках географии.
В последние годы к содержанию географического образования стали относить еще два важных компонента: опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Опыт творческой деятельности отражает межпредметное содержание – умение сравнивать, обобщать, классифицировать, делать самостоятельный выводы и др. В содержании школьной географии имеются огромные возможности для обучения школьников творческой деятельности. К сожалению, в действующих программах по географии этот компонент содержания образования отражен недостаточно.
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности включает взгляды, убеждения, идеалы и ценностные ориентации, формируемые у учащихся в учебно-воспитательном процессе. Этот компонент содержания также еще не нашел достаточного отражения в школьной программе по географии. Вместе с тем именно в географии имеются огромные возможности для практической реализации этого компонента содержания. В новом стандарте школьного географического образования 2004 года имеются возможности для реализации опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, а также оценки уровня их сформированности. Прежде всего, необходимо активное внедрение методов проблемного обучения, позволяющих активизировать самостоятельную творческую учебную деятельность учащихся.
Это интересно:
Технологическая компетентность педагога
Среди проблем педагогической трансформации культуры особое значение приобретает проблема соотношения профессионального образования и воспитания личности. К сожалению, принято считать оптимальными педагогическими решениями те, которые обеспечивают средние показатели образованности. Отсюда можно ожид ...
Особенности развития детей 4-5 лет
В развитии детей 4-5 лет происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма. Темп физического развития остается таким же, как и в предыдущий год. При нормальной двигательной активности рост усиливается, а при гиподинамии ребенок может иметь избыточный вес, но не ...
Выявление у учащихся младших классов
общеобразовательной школы аграмматической формы дисграфии
Базой настоящего исследования стала СШ №145 г. Минска. Были обследованы 18 младших школьников – учащиеся 4 «В». Цель эксперимента: выявить учащихся с аграмматической формой дисграфии. Для этого школьникам был предложен следующий диктант: «В лесу». Вот и март. Его называют весёлым праздником света. ...