Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методика формирования информационной компетенции учащихся 9-го класса на уроках биологии и ее эффективность

Педагогика и воспитание » Формирование информационной компетенции учащихся при изучении раздела "Биология. Введение в общую биологию и экологию" » Методика формирования информационной компетенции учащихся 9-го класса на уроках биологии и ее эффективность

Страница 4

На основании этих данных Мендель сформулировал свой первый закон – «Закон единообразия гибридов первого поколения». Его формулировка звучит так: при скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей.

Запишите самостоятельно, с помощью учебника формулировку этого закона в тетради.

Попробуем изобразить моногибридное скрещивание, которое проводил Мендель в идее схемы скрещивания. Но для начала введем следующие обозначения: символ ♀ обозначает женскую особь, символ ♂ – мужскую, Х – скрещивание, Р – родительское поколение, Г – гаметы, F1 – первое поколение.

Как правило, доминантные гены обозначаются заглавной латинской буквой, например «А» или «В», а рецессивные гены – строчной, соответственно «а» и «b». В случае если в генотипе организма имеются два одинаковых аллельных гена, то такие организмы называют гомозиготными. При этом организм может быть гомозиготным как по доминантному признаку, например АА или ВВ, так и по рецессивному – аа или bb. Если же один из аллельных генов доминантный, а другой рецессивный, то такие организмы называются гетерозиготными, например Аа или Bb.

Р ♀ АА х ♂ аа

Г А а

F1 Аа

По закону чистоты гамет – при образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары. При оплодотворении гены могут случайно комбинироваться в зиготе во всех возможных сочетаниях. В нашем случае возможна только одна комбинация – Аа. Как мы видим, все гибриды первого поколения будут иметь только желтые семена, так как доминантный ген «А», отвечающий за желтую окраску семян, подавляет действие гена «а».

Из семян, полученных в первом поколении, Мендель вырастил растения гороха и снова скрестил их между собой. У растений второго поколения большинство горошин были желтого цвета, но встречались и зеленые горошины. Всего от нескольких скрещиваемых пар растений Мендель получил 6022 желтых и 2001 зеленых горошин. Легко сосчитать, что ѕ гибридных семян имели желтую окраску и ј – зеленую.

Явление, при котором скрещивание приводит к образованию потомства частично с доминантным и частично с рецессивным признаком называется расщеплением. Что же такое расщепление, дайте приведите формулировку этого понятия. Расщепление – это распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомства в определенном числовом соотношении.

Скрестим два растения первого поколения и выясним, какое расщепление будет наблюдаться:

Р ♀ Аа х ♂ Аа

Г А а А а

F2 АА Аа Аа аа

Как видите, получаются три растения с желтыми семенами и одно – с зелеными, следовательно, расщепление по фенотипу равно 3 : 1, а по генотипу 1 : 2 : 1. Исходя из этого, можно сформулировать второй закон Менделя – «Закон расщепления»: при скрещивании двух потомков первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление: по фенотипу 3 : 1, по генотипу 1 : 2 : 1.

Известны случаи, когда признаки не всегда можно четко разделить на доминантные и рецессивные. В этих случаях доминантный ген не до конца подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом будут возникать промежуточные признаки, и признаки у гомозиготных особей будут не таким, как у гетерозиготных особей. Какое название получило это явление? Это явление получило название неполного доминирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Научно-исследовательская деятельность как условие формирования экологической культуры школьников
Научно-исследовательская работа дает возможность развивать познавательную активность, творческие способности у учащихся, помогает формировать интерес к научному познанию, развивает мышление. Исследовательской работой учащиеся могут заниматься во внеурочное время. Так, например, для реализации форм ...

Цели и задачи, которые ставили перед собой в работе
Перед нами стоит задача рассмотреть применение театрального представления в рамках программы по устранению детской агрессии. Тема программы: профилактика и ликвидация агрессии у младшего школьника. Цель программы: снижение уровня агрессивности младшего школьника путем снятия эмоционального напряжен ...

Работа с педагогами
Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте со вторым воспитателем, помощником воспитателя, логопедом, музыкальным работником, специалистом по ИЗО и родителями. В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детск ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru