Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Ограничения практики развивающего обучения относительно формирования рефлексии

Педагогика и воспитание » Способность к рефлексии как результат реализации программ развивающего обучения » Ограничения практики развивающего обучения относительно формирования рефлексии

Страница 6

4. Вопросы 2\3 и 3\3 позволяют судить о степени развитости способности к отчуждению

Итак, предельно формализованная схема выглядит следующим образом.

Оперделяющая рефлексия

А. Фиксация затруднения

1. Ответ на пятый вопрос

2. Ответ в предметности действия, а не материала.

3. Декларируемая область затруднений становится местом пробных действий.

4. Видит ли появление трудности с точкой.

5. Меняются ли ответы на пятый вопрос.

6. Соответствуют ли декларируемые затруднения и действительные затруднения (2\3,3\3)

В. Чувство ресурса

1. Обнаружил ли успешный способ (2\3, 3\3).

2. Обнаружил ли способ вообще (2\1, 3\1, 2\2, 3\2)

-есть ли вообще ответ

-меняются ли определения

-не рассогласован с характером рисунка

3. Соответствие рисунка, ответов 2,3 и ответа 4.

4. Привязка способа к материалу и его ограничение.

5. Если способ двойной, то выделяется ли в нем успешная часть.

С. Влияют ли вопросы на движение Испытуемого?

Другие операции

1. Ответы 1 и 2 развернутые, не повторяют условия задания - комплекс операций Остановка-Отчуждение-Восстановление Материала.

2. Привязка способа к материалу - полная операциональная структура.

3. Чувство успешности ресурса (2\3,3\3) - Операция соотнесения действия с целью и ситуацией и Отчуждение.

4. Ответ на пятый вопрос в предметности действия, а не материала- Оборачивание.

Теперь, было бы логично разобрать соответствие схемы интерпретации и операциональной схемы рефлексии. Это легче сделать через описание "вывпадания " какой либо операции. Операция Остановки является процессуально самой первой, предшествующей другим операциям, без неё они невозможны. Несрабатывание Остановки можно увидеть, например, в "нулевом" влиянии вопросов на ход мыслей Испытуемого. Если Испытуемый формально отвечает на вопросы, не понимая их смысла, то для нас это означает, что он ещё находится в состоянии действования, а не состоянии рефлектирования. Об этом же нам свидетельствуют ответы на первые два вопроса через воспроизведение условий задания.

Если Испытуемый не отвечает на пятый вопрос или отвечает "невпопад", значит у него трудности с Восстановлением Материала, т.к. большинство Ипсытуемых, даже если и ленятся отвечать на остальные вопросы, то на пятый всегда отвечают и даже меняют ответы.

Относительно "выпадания" конституирующей для определяющей рефлексии операции Установления Границ, можно привести пример с прекрасным подробным отчужденным описанием своих способов действия, но невыделенными затруднениями(работа 11 ) или с использованием комплексного способа, состоящего из успешной и "бесполезной" части(работа 4А).

Об Операции Отчуждения нам говорит степень критичности оценки.

Явное несрабатывание Оборачивания - движение в двух несвязанных плоскостях. Псевдопланирования и псевдорефлексирования и собственно действования, которые никак не зависят друг от друга(работа…).

При интерпретации мы сочли продуктивным ввести следующее допущение. Мы считаем, что в данной задаче рефлексивная работа, анализ своих действий или даже просто расстановка границ с необходимостью влекут за собой возникновение нового способа, новые способы и проба действия, в границах этого задания, производятся в той мере, в какой Испытуемый рефлектирует свои старые способы действия.

Это позволяло нам не разделять собственно процедуры рефлексии и конструктивные процедуры.

Мы приняли решение не разбирать те работы, в которых способ успешного решения был найден сразу. Дело в том, что в таком случае, скорее сего, сразу же пропадает интерес к заданию, ребенок начинает делать как попало, он уже "раскусил" задачку. Ему не интересно и некуда, да и нет желания двигаться. По этому уже во второй серии выполнение может ухудшиться, однако это не говорит о неспособности к рефлексии, а лишь о снижении мотивации.

*Под цифрой 2- определяющая рефлексия, под цифрой 1-другие операции.

Работа 9А

1) Ответы 1 –5 представляют развернутую и не противоречащую самим себе и рисунку картину. Значит система операций Останоика-Отчуждение-Восстановление материала ( далее: «СоООВм» ) работает. Операция оборачивания не срабатывает, так, как материал восстанавливается,но не становится предметом преобразования, предметность материала задачи и предметность своего действия движутся в разных плоскостях и не связываются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Это интересно:

Характеристика занимательного материала по русскому языку
Занимательный материал - материал, необходимый для создания интереса к игровому материалу, для привлечения внимания детей к уроку. К занимательному материалу относятся сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, чайнворды и другие. Рассмотрим более подробно головоломку, кроссво ...

Аграмматическая дисграфия
Вид аграмматической дисграфии обычно проявляется, начиная лишь с третьего года обучения, когда ребенок, уже овладевший грамотой, вплотную приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что ему никак не удается овладеть правилами изменения слов по числам, падежам, родам и ...

Проблемы связанны с процессами глобализации и интернационализации
Учёными выделяются существенные проблемы, связанные с процессами глобализации и интернационализации. По мере увеличения интеграционных процессов в Европе совершенно необходимым становится создание единого европейского образовательного пространства с целью подготовки профессиональных кадров, способн ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru