Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Прежде всего, необходимо отметить, что предельной рамкой нашего исследования является задача проверки и выявления возможностей методики Н.Г.Алексеева "Достижение цели - преодоление препятствия" в выявлении операциональной структуры рефлексии, в том числе, и в основном, определяющей рефлексии. Во-вторых, Наше исследование проводится с целью обозначить границы практики РО как технологии формирования рефлективных способностей. Нам представляется возможным усовершенствовать программы РО за счет введения представления об операциональном составе рефлексии В связи с этим ставится задача сравнить работу детей шестого класса участвовавших в эксперименте Б.Д. Эльконина "Образовательное пространство младшего школьника" и детей, обучавшихся в традиционной школе. Их работу с материалом, который отличается от традиционного материала задач развивающего обучения для младшей школы.
Объектом нашего исследования являлись учащиеся 6"Г" класса Гимназии "Универс", предметом – психологические особенности мышления детей шестого года обучения, а именно рефлексивность мышления при работе с материалом задачи "цель-препятствие".
Гипотеза 1: Методика "Достижение цели – преодоление препятствия" позволяет рассмотреть операциональный состав рефлексии у детей данного возраста.
Гипотеза 2: школьники РО при затруднениях гораздо чаще будут использовать рефлексивные операции Остановки, Восстановления материала, Установления границ,
Используемая методика: «достижение цели – преодоление препятствия», автор Н.Г.Алексеев. Эта методика не является методикой разработанной педагогами РО. Она не специализирована, то есть не направлена на диагностику того, что специально делается в РО, то есть не на координацию действий группы на материале определенного класса задач, не на определяющую рефлексию. А на рефлексию вообще, то есть методика если можно так сказать приближена к жизни. Есть цель и есть препятствие, это всеобщий случай. Кроме того материал, над которым работают дети не является детским или специфически РО- нческим материалом. Хотя, на первый взгляд методика может показаться полуигровой, но это не так ; она разрабатывалась для взрослых. Методика как- бы проверяет результаты работы системы РО в жизни. При этом жизнь концентрируется и вычищается в задаче методики.
Есть ещё одна немаловажная особенность данной методики. Задание формулируется на операциональном уровне и провоцирует действование, а не мышление.
И, самое главное, методика позволяет рассмотреть не рефлексию внутри чего-то, операцию рефлексии, а рефлексию, как разложенную на элементы. Вводя две группы, учеников РО и детей из традиционной школы, мы рассчитывали на то, что в классе РО мы сможем увидеть более богатый операциональный состав рефлексии и это позволит нам ещё с одной точки зрения рассмотреть возможности методики.
Забегая вперед, можно сказать, что нами не было обнаружено качественных различий в рефлексивности мышления детей РО и детей ТО, кроме более развитой способности к отчуждению. Тем не менее, методика показала свою пригодность для диагностики определяющей рефлексии.
Это интересно:
Методика проведения речевого обследования детей с ФФНР
Некоторые приемы проверки состояния звукопроизношения. предложенные М.Ф.Фомичевой, Т.В.Вологовец, Е.Н.Кутеповой. Ребенка просят: - услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля); ...
Способы использования дидактических игр при закреплении
материала
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление ма ...
Методика формирования понятийного аппарата при обучении школьников
В переходе к новой структуре непрерывного обучения информатике, который был заложен решением коллегии Министерства образования России в 1995 году, в настоящее время в соответствии с государственным стандартом 2004 года, возможно изучение основ информатики в три этапа: Первый этап (1 - 4 классы) нач ...