Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Познавательная активность: понятие и содержание

Страница 1

Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, это отношение обучающегося к процессу приобретения знаний, постоянное стремление к познанию, к новым, более глубоким знаниям.

Познавательная активность является одним из самых важных факторов учебного процесса. Постоянное развитие познавательной активности ведет к тому, что она становится основой положительного отношения к учебе. Познавательная активность имеет поисковый характер, в результате чего у обучающегося возникают вопросы, ответы на которые он ищет самостоятельно. Замечательно то, что поиск этот проходит с увлечением, на эмоциональном подъеме, принося радость от интеллектуальных успехов. Именно познавательная активность создает атмосферу радости, удовольствия в образовательной деятельности, делая эту деятельность чем-то важным и значимым в жизни обучающегося.

Таким образом, познавательная активность является одним из наиболее важных мотивов в образовательном процессе.

В процессе обучения происходит овладение знаниями, накапливание навыков и умений. В идеале в процессе образовательной деятельности цели и задачи обучения, которые ставятся перед обучающимся его педагогами, должны стать важными и интересными мотивами деятельности для самого обучающегося. Именно в процессе обучения закладываются основы познавательной активности. В процессе же обучения происходит и формирование, и развитие познавательной активности. Развитие это зависит от нескольких факторов, но чтобы правильно определиться с выбором методом и приемов обучения, которые будут способствовать развитию познавательной активности обучающегося, необходимо сначала понять структуру самого познавательного процесса и законов формирования этого процесса.

Познавательная деятельность состоит из нескольких взаимосвязанных действий, которые находятся в определенной связи друг с другом и составляют структуру познавательной деятельности.

Коган М.С. выделял несколько блоков, которые лежат в основе структуры любой деятельности, в том числе и познавательной:

Мотивационный блок. Каждый субъект образовательного процесса должен иметь внутреннюю мотивацию, которая обеспечивает включение обучающегося в процесс активного процесса обучения и поддерживает эту активность на протяжении всего учебного процесса.

Ориентационный блок. Участник образовательного процесса должен принять цели познавательной деятельности, уметь планировать и прогнозировать эту деятельность.

Содержательно-операционный блок. Каждый субъект образовательного процесса должен обладать определенным запасом представлений, понятий, законов, теорий, а также способов обучения, знать, какими инструментами он может и должен воспользоваться при решении поставленной задачи, где добыть необходимую информацию и как ее обработать.

Оценочно-волевой блок. Он включает в себя внимание и волю, дает возможность оценить результат деятельности.

Владение этими блоками обеспечивает самоуправление процессом обучения для каждого участника учебной деятельности.

Принято различать два типа познавательной активности: адаптивный и продуктивный.

Адаптивный тип активности предполагает, что отношение к познавательному процессу может быть пассивным и будет заключаться в элементарном усвоении предлагаемого материала, то есть того интеллектуального опыта, который накоплен многими поколениями. При адаптивном типе познавательной активности знания обучающийся получает в готовом виде, как данность. Поэтому он не имеет представления о том, как были сделаны выводы по изучаемому вопросу, где возможно применить эти знания, как их использовать на практике. Таким образом, знания остаются формальными, оторванными от жизни, и по сути дела, бесполезными. А если человек не понимает нужность приобретаемых знаний, то он считает их неинтересными и у него возникает вопрос: "Зачем это мне?".

При адаптивной активности "формируются стереотипы поведения, навыков, привычек, установок, составляющих основу стандартных форм поведения и деятельности. Развитие адаптивных форм активности и адекватных им форм поведения, деятельности и мышления происходит по законам тренировки, включающим …повторение, контроль (оценку) как необходимые способы дидактического управления формированием навыков".

Продуктивный тип познавательной активности направлен на творческое усвоение предлагаемого для изучения материала, на поиск и создание чего-то совершенно нового в изучаемой области знаний. Базисом продуктивного типа активности является поисковая познавательная деятельность субъекта обучения. "Мотивационную основу продуктивных познавательных процессов составляют познавательные потребности, предметом удовлетворения которых являются новизна объекта (стимула), неизвестные проблемные ситуации. Познавательная активность предстает как ориентировочно-исследовательская активность, как потребность во впечатлениях, как творческая активность. Процесс удовлетворения познавательной активности осуществляется как поисковая деятельность, направленная на обнаружение нового, его усвоение. Активность завершается актами решения проблемы".

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Анализ основного учебника по «Технологии» для 6 класса
Учебник «Технология» для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под редакцией В.Д. Симоненко подготовлен в соответствии с программой образовательной области Технология, отвечает федеральному стандарту. В нем раскрываются технологии обработки ткани, продуктов питания, дают ...

Роль высшего образования. Модели социального старта
Образование, и, прежде всего высшее, играет исключительно важную и всё возрастающую роль в современной жизни нашей цивилизации. Интеллектуальный потенциал нации, который в первую очередь создается системой образования, становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов. Соврем ...

Формирование светской парадигмы образования
Приведенные здесь описания формирования образования касается западноевропейского мира, так как на востоке образование имеет другую традицию. Нужно сказать, что характеристики светского образования в Новое время отличаются от современного. Новая социокультурные условия периода Возрождения породили г ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru