Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Ограничения практики развивающего обучения относительно формирования рефлексии

Педагогика и воспитание » Способность к рефлексии как результат реализации программ развивающего обучения » Ограничения практики развивающего обучения относительно формирования рефлексии

Страница 1

Теоретическая стройность теории развивающего обучения не помешала возникновению критики её практического приложения. Исследователи детской психологии фиксируют некоторые несовпадения при наложении схем РО на действительность образования и развития детей.

Так Г.А.Цукерман отмечает неэффективность РО относительно основных собственных целей. Декларации успехов развивающего обучения в области формирования субъекта учебной деятельности к концу младшего школьного возраста кажутся Г.А.Цукерман излишне оптимистичными. Она относит появление этого психологического новообразования к концу подросткового возраста. С чем это связано ?

Дело в том,что некоторые характеристики субъектности действительно можно наблюдать у детей, обучающихся по системе Эльконина – Давыдова уже к концу младшего школьного возраста. Однако, эта субъектность живет в некоторых границах. Г.А.Цукерман называет её субъектностью учебного взаимодействия. То есть ребенок смотрится субъектом лишь в классических РОнческих ситуациях. Таких как диалог учителя и ученика, учеников между собой, совместной деятельности с другими детьми и в ситуациях, напоминающих вышеописанные, ребенок действует стереотипно субъектно. В других ситуациях субъектность мало проявляется.

По этой же схеме можно подвергнуть сомнению эффективность РО как универсальной технологии окультуривания рефлексии.

Предполагается, что снятый рефлексивный способ работы будет перенесен детьми в другие границы, хоту этот переход никак специально не организован.

На уроках школ РО рефлексия ставится в определенных границах. Это определяющая рефлексия. Включенная в систему учебной деятельности рефлексия приобретает её системные качества, становится некоторой единичной конкретной "ученической" рефлексией. Кроме того эта рефлексия привязана к особому классу задач, т.е. того материала, на котором ставится учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Рефлексия облекается в некоторую культурную форму, которая в основном задается той конструктивной процедурой, которая следует за ней, процедурой заполнения ресурсного разрыва.

Для продолжения движения рефлексии по вышеописанной линии (схема5) рефлексия должна выходить в другие границы, облекаться в другие формы. Использоваться в других сферах жизни ребенка, работая в новых ситуациях на новые конструктивные процедуры.

По нашему мнению, это необходимо постольку, поскольку мы ставим перед собой задачу превращения рефлексии в универсальный способ жизни и пронизывающий мышление принцип. Иначе она может редуцироваться до некоторого способа связанным с определенным кругом ситуаций, ситуаций определения границ знания- незнания.

Целью нашего исследования является проверка возможности работать с рефлексией детей шестого года обучения как с имеющей операциональную структуру, проверки и выявления возможностей методики Н.Г.Алексеева "Достижение цели - преодоление препятствия" в выявлении операциональной структуры рефлексии, в том числе, и в основном, определяющей рефлексии.

Гипотеза

Гипотеза 1: Методика "Достижение цели – преодоление препятствия" позволяет рассмотреть операциональный состав рефлексии у детей данного возраста.

Гипотеза 2 : школьники РО при затруднениях гораздо чаще будут использовать рефлексивные операции Остановки, Восстановления материала, Установления границ, Отчуждения, Оборачивания.

Исследование проводилось с детьми щестого года обучения. В исследовании принимали участие 20 школьников школы номер 143, которая не претендует на звание школы РО и ведет обучение по традиционным программам И 20 школьников Гимназии "Универс", шестого "Г" класса.

Исследование проводилось с группами по пол класса, это обусловлено трудностью удержания двадцатипяти человек.

Шестой "Г" класс является эксперементальным. Кроме того, что в обучении использовались программы и учебники РО, был задействован учитель культуры РО, кроме этого учебный процесс, в течении первых двух лет, был организован особым образом, а именно по замыслу проекта Б.Д.Эльконина "Учебное пространство младшего школьника"[24]. В связи с этим мы принимаем этот класс за идеально представляющий результаты развивающего обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Структура и содержание образовательной области «Безопасность Жизнедеятельности»
Структура и содержание ОО БЖД, определяемые потребностями общества, особенностями сферы образования, имеющимися педагогическими наработками и научной базой, распространяются на общее (начальное, основное, полное) и профессиональное (начальное, среднее, высшее) образование. Стержень ОО БЖД - мировоз ...

Проблема развития мышления в процессе обучения
Проблема развития мышления в разные времена рассматривалась различными психологами. Современная психологическая наука понимает мышление как высший познавательный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой дей ...

Полимеры. Химическое строение полимеров
Полимеры – это природные и синтетические соединения, молекулы которых, как следует из их названия (поли – много, мера - часть), состоят из большого числа повторяющихся одинаковых или различных по строению атомных группировок, соединенных между собой химическими и координационными связями в длинные ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru