Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
- поощрять такие отношения, как открытость, принятие многообразия, сочувствия и гражданское мужество.
Полагаю, что вышеуказанные рекомендации Совета Европы должны быть положены в основу и при написании нового поколения российских учебников по истории.
Современные школьные учебники по истории
В современном российском школьном историческом образовании сохраняются традиционные черты использования учебника в процессе изучения предмета. Учебник необходимо пройти параграф за параграфом. Важные события, исторические личности, выводы и объяснения часто заучиваются наизусть из текстов учебника. Подготовка к урокам по большей части основывается на этих учебниках. Данная практика использования учебника истории делает его исключительно важным инструментом изучения истории. В то же время выбор учебника учителем является непростой задачей, как в силу многообразия предлагаемой учебной литературы, так и по причине недостатков наличных учебников.
Обсуждение проблемы современного школьного учебника истории показывает, что учителя истории, несмотря на все трудности отбора учебной литературы, тем не менее, предпочитают сами выбирать наиболее подходящий, по их мнению, учебник, опираясь на рекомендации ученых и методистов. Я рассмотрю несколько учебников по истории Отечества, вошедших в Перечень учебных изданий на 2003\2004 учебный год.
Это учебное пособие по отечественной истории досоветского периода предназначено для учащихся гуманитарных школ и классов. Учебник построен на основе лекционно-семинарской системы занятий с включением текстов для самостоятельной работы учащихся. Воспитательная цель курса - соединение в сознании проблем национальной самобытности России, ценностей отечественной культуры и либеральных ценностей мировой цивилизации.
Парадокс и фундаментальное противоречие учебника И. Н. Ионова в том, что, постоянно апеллируя к системе ценностей, он отвергает ценности как таковые, в том числе и ту, которая должна была быть для него основной - ценность истории. Задача автора - не раскрытие закономерностей объективного процесса, а показ соотношения "ценностей модернизации" и ценностей русской культуры. Автор не скрывает, что стоит на либеральных позициях. "Главной ценностью либерализма является ценность человеческой личности, а также права этой личности (права человека), неотъемлемые ни при каких условиях и определяемые самим фактом рождения человека, и как следствие - господство общества над государством (гражданское общество), власть закона, а не лиц (правовое государство). Именно личность, а не нация, не религия, не государство служит точкой отсчета для либеральной версии истории. История для нее - это путь становления и развития человеческой личности, приобретение ею своих прав, освоение ею общества, государства, культуры, окружающего мира как своей собственности. Скажем более - это история, основанная на критике идей нации, религии, государства с точки зрения потребностей и прав личности"
В учебнике практически отсутствуют героические страницы нашей истории. Полстраницы уделено деятельности Сергия Радонежского, полтора абзаца - Куликовской битве, один небольшой абзац - ополчению К. Минина и Д. Пожарского. Почему Руси удалось свергнуть татаро-монгольское иго, а московские князья из преданных вассалов хана превратились в борцов с Ордой? Почему Москва отвоевывала у Литвы одно княжество за другим, а новгородцы променяли демократию на суровую власть Ивана III? Какая энергия питала небезопасные споры о роли власти и церкви? Ответов на эти вопросы мы не найдем в учебнике.
Такой учебник не может ни научить историческому анализу, ни подготовить к поступлению в вуз. Цель его - политическая агитация, "помочь учащимся достичь адекватной . национальной самооценки". Понятно, какой должна быть эта оценка, если концепция, положенная в основу учебника, "основана на критике идей нации, религии, государства .".
Это интересно:
Методические средства и приемы преподавания психологии,
приемлемые для младшего школьного возраста
В практической работе педагога-психолога с учащимися младшего школьного возраста чрезвычайно важно учитывать, что критерии самооценок в этот период еще очень не самостоятельны: школьники остро хотят знать, что о них думают окружающие – и сверстники, и взрослые. Как правило, прослеживается следующая ...
Достаточное условие экстремума функции двух переменных
1. Пусть функция непрерывно дифференцируема в некоторой окрестности точки и имеет непрерывные частные производные второго порядка (чистые и смешанные). 2. Обозначим за определитель второго порядка экстремум переменная лекционный функция . Теорема Если точка с координатами является стационарной точк ...
Исследвание самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
Инструкции: "Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлаг ...