Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Учебник был и остается основным средством обучения в школе. За последнее десятилетие в этой области произошли кардинальные изменения. Там, где существовал единый и единственный учебник по истории и обществоведению (по принципу «один предмет – одна параллель – один учебник»), появилось несколько учебных пособий, созданных разными авторами, подготовленных в разных издательствах, по-своему излагающих учебный материал. Первый восторг сменился оторопью, оторопь – вопросами. Как выбрать подходящий учебник? Как работать по разным учебным книгам? Как не утонуть в мощном потоке новых книг? Рынок школьных учебников ангажирован, опутан темными нитями. Нужно не только кивать на причины, но и предлагать эффективные меры по борьбе с этим. Уже испробованы «открытые» конкурсы, организовывались многочисленные экспертные советы. Но воз и ныне там. Почему? Учитель – это человек, который творчески осмысливает учебный материал, расставляет акценты, выбирает стратегию преподавания. Именно поэтому больше жалоб учителей, что учебники плохие, преподавать невозможно. Таким образом, актуальность исследования вызвана противоречиями между потребностью в современном учебнике и отсутствием научно обоснованных требований к разработке структуры и содержания школьного учебника.
Выявленное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы современные требования к структуре и содержанию современного школьного учебника.
Объект исследования: структура и содержание современного школьного учебника.
Предмет исследования: современные требования к структуре и содержанию школьного учебника (на примере учебников по истории Отечества).
Актуальность проблемы, предмет исследования обусловили выбор темы «Содержание и структура современного школьного учебника».
Цель исследования: выявить современные требования к отбору и структурированию содержания современного учебника.
Гипотеза исследования: современные требования к структуре и содержанию современного школьного учебника будут адекватны задачам школьного образования, если:
- учебник отражает теоретические перемены в изучаемом предмете;
- структура учебника соответствует логике изучаемого предмета, способствует целостному и системному усвоению школьниками;
- учебник содержит системный аппарат организации усвоения учебного материала;
- педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию современного учебника включают – изложение учебного материала с учетом закономерностей учебно-познавательной деятельности школьников, адекватность содержания учебника и логики его построения заявленному уровню образования; ориентация ученика на систему учебных мнений.
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
1. определить дидактические функции учебника как средства обучения.
2. охарактеризовать учебник как носитель содержания обучения.
3. представить характеристику современного учебного материала и определить критерии оценки качества школьного учебника.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ школьных учебников;
- эмпирические: опрос.
Теоретические основы содержания и структуры современного школьного учебника
В этой главе я попытаюсь уточнить, в чем же состоит сущность школьного учебника, определю его дидактические функции.
Модернизация школьного образования обусловила новый заказ на учебную книгу и работу с ней. Учебник – массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей (Д.Д. Зуев). А что же такое учебник «нового поколения»? Учебник «нового поколения» - учебная книга, отличающаяся системным подходом к использованию современных методологических, теоретико-педагогических и научно-методических оснований при конструировании содержания учебного материала и его методической концепции. В учебнике должна быть изложена система знаний, учебный материал должен стимулировать мышление, формировать внутреннее побуждение к активной творческой работе.
Это интересно:
Высказывания. Логические операции
Цель: сформировать у учеников понятие о математической логике, логике высказываний. Задачи: – сформировать у учеников понятие о высказываниях, логике высказываний. – развить практические навыки решения задач по данному материалу. – формирование у детей научного мировоззрения. План урока: 1. Орг. ча ...
Дидактическая эффективность использования ЭВМ при моделировании учебного
процесса
Опыт внедрения компьютера в учебный процесс позволил выявить 3 основные проблемы: теория обучения с помощью ЭВМ, технология компьютерного обучения, методика проектирования обучающих программ. Решение проблем первой группы должно опираться на качественно новый анализ основных компонентов деятельност ...
Коррекционно - развивающая работа психолога
Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации ф ...