Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
На открытый вопрос 'Что Вам не нравилось в школьных учебниках по истории?' респонденты отвечали гораздо менее активно – 72% затруднились с ответом. Среди ответивших (28% респондентов) большинство (6% от выборки в целом) говорили, что им не нравились темы, связанные с КПСС, марксизмом-ленинизмом, партийными съездами. Некоторые были недовольны тем, что в учебниках им навязывалась определенная точка зрения (3%); искажались исторические факты (2%). Другие сетовали на слишком большой объем информации; «недоходчивое изложение»; «нудное изложение фактов»; «зубрежку дат» (по 2%).
Вопрос присутствия в учебниках оценок исторических событий и деятелей является одним из ключевых в данной теме. Мнения россиян по этому вопросу распределились практически поровну: 38% опрошенных полагают, что учебники должны содержать только факты и не включать оценок, 40% убеждены, что такие оценки в учебниках быть должны. Причем отметим, что в целом паритет мнений сохраняется во всех возрастных и образовательных группах.
Население в целом |
Как Вы думаете, в школьном учебнике истории должны присутствовать разные точки зрения на одно и то же событие, историческую фигуру, или только одна точка зрения? | ||
разные |
одна | ||
Доли групп |
100 |
60 |
21 |
При советской власти по каждому историческому периоду существовал один школьный учебник. Сейчас по каждому периоду есть не один, а несколько учебников, одобренных Министерством образования. Как Вы думаете, какой порядок правильнее: прежний, когда был один учебник, или нынешний, когда есть несколько учебников на выбор? | |||
Прежний |
52 |
53 |
65 |
Нынешний |
24 |
31 |
18 |
Затрудняюсь ответить |
24 |
16 |
17 |
В целом же примерно 30% россиян руководствуются следующим императивом в отношении учебников по истории: они должны предъявлять разнообразие суждений, но одновременно это разнообразие должно быть представлено одним-единственным учебником.
Отметим: большинство россиян (56%) убеждены в том, что представители власти должны контролировать содержание учебников по истории. И основным аргументом сторонников этой позиции (их попросили мотивировать ее в ответах на открытый вопрос), как нетрудно догадаться, является то соображение, что «без властей» в учебники пролезет всякая «неправда»: «в целях избежания коверкания истории»; «автор может и приукрасить»; «вдруг неправду напишут» (20% респондентов).
Противоположной точки зрения – что власти не следует контролировать содержание учебников по истории – придерживаются 13% россиян. Эта группа в ответах на соответствующий открытый вопрос мотивирует свою позицию тем, что власть может «переписывать историю под себя» (4% опрошенных); что за содержанием учебников лучше следить специалистам-историкам (3%).
Лишь каждый пятый взрослый россиянин (включая тех, кто окончил школу совсем недавно) знаком с содержанием постсоветских учебников, тогда как 76% – не знакомы. Мнения респондентов относительно новых учебников разделились – 9% ими в целом довольны, 10% – недовольны. Удовлетворение чаще выражают молодые респонденты (15%), недовольство – респонденты среднего возраста (14%). Сравнивая нынешние учебники по истории с прошлыми, респонденты также не пришли к единому мнению. 7% опрошенных полагают, что новые учебники отличаются в лучшую сторону, 8% – что в худшую, 8% затруднились с ответом.
Это интересно:
Разделение форм рефлексии
Мы исходим из допущения, что рефлексия присуща всем детям шестого класса в той или иной форме.Поэтому мы будем исследовать у детей степень развернутости рефлексии. Говоря о степени развернутости мы подразумеваем некую шкалу, на одном полюсе которой рефлексия существует в форме бессознательного ресу ...
Вопросы формирования связной речи у дошкольников в педагогической литературе
Для рассматриваемой проблемы важны исследования, в которых были разработаны основы методики развития связной речи у детей дошкольного возраста, определены виды детского рассказывания, последовательность обучения им, приемы, условия, способствующие эффективности обучения (А.М. Леушина, Л.А. Пеньевск ...
Проблема обучения грамматическим навыкам на среднем этапе
Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Грамматика понималась по-разному, она играла и продолжает играть неодинаковую роль не только при обучении родным или иностранным языкам, но и вообще в сис ...