Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Содержание и структура современного школьного учебника

Педагогика и воспитание » Содержание и структура современного школьного учебника

Страница 3

Эту функцию традиционно именовали воспитательной. Много слов было сказано о важнейшей задаче "формирования любви к Родине", "восприятия культурного наследия прошлого" и т. д. Сегодня проблема ставится гораздо глубже. Настало время ответить, кто мы, где наше место в современном мире, что мы можем дать человечеству. Каждый человек должен быть готов к этим глобальным вызовам, так как от обоснованности ответов зависит наше выживание в современном мире. Подготовить к решению этих вопросов на научном уровне должен учебник истории. Именно он во многом определит те позиции, с которых молодые исследователи будут изучать коренные проблемы дня.

Не менее важно, чтобы учебник стимулировал интерес к предмету, будил исследовательский азарт. Многим это требование может показаться чрезмерно завышенным. Но кому со школьных лет не известно как сухая зубрежка губит увлеченность, почему вместо сочного плода знаний ребятам насильно запихивают сухой огрызок! Преподавать историю интересно и научно очень непросто. Для этого надо чувствовать напряжение исторического процесса, его страсть. Страсть получает выход в борьбе, а следы этой борьбы доходят до нас в источниках, которые полемизируют друг с другом, опровергают друг друга, дают различные версии событий, идей, явлений. В этом ТАЙНА истории. Чтобы проникнуть в нее, не достаточно много знать, надо еще видеть ее и владеть методом ее познания. Здесь главная роль принадлежит учителю. Учебная книга должна очень осторожно касаться противоречий, чтобы не запутать учащихся, но научная увлекательность и корректная постановка спорных проблем - обязательный атрибут «хорошего» учебника.

Наконец, учебник должен отвечать целому ряду весьма противоречивых сугубо утилитарных требований: быть понятным слабым ученикам и готовить к поступлению в вуз, быть легким и компактным и одновременно "выносливым" и информативным, обладать хорошим методическим аппаратом и иллюстративным материалом. Понятно, что совместить все требования достаточно трудно и речь можно вести только об оптимальном сочетании различных качеств.

В огромной массе школьной учебной литературы можно достаточно условно выделить несколько направлений:

- "классические" учебники, придерживающиеся формационного подхода и, в рамках определенной концепции, дающие многофакторный анализ каждого исторического периода (социально-экономический строй, политический строй, внешние связи, культура);

- концептуальные учебники, но имеющие цивилизационный подход (Ионов И. Н. Российская цивилизация. IX -- начало XX века; Хорос В. Г. Русская история в сравнительном освещении);

- пособия, где концепция убрана на второй план, а акцент сделан на передаче фактического материала и его объяснении (учебники А. П. Богданова, Кацвы Л. А., Юрганова А. Л., Ляшенко Л. М. и т. д.);

Учебник должен раскрывать содержание обучения посредством определённого материала. Разработка учебного материала — это не подготовка предпосылок для создания учебной книги, а ее построение. В логике учебного материала обеспечивается взаимодействие методологии науки, предметной отрасли знания и методики, а также воплощение такого взаимодействия в структуре учебного издания. Поэтому обязательные составляющие учебного материала – это совокупность терминов и понятий, фактов, видов деятельности. Я предполагаю, что содержание учебника должно иметь две составляющие: предметный и педагогический материал. Эти составляющие позволят рассматривать содержание школьного учебника как интегрированную систему знаний и основу учебных умений, навыков и необходимых качеств личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Технология знаково-контекстного обучения
Исходя из тщательного анализа процесса подготовки специалиста в учебном заведении (колледж, университет), ученый, доктор психологических наук А.А. Вербицкий предложил технологию обучения, назвав ее знаково-контекстной, которая, по его убеждению, может "снять" так называемые "проблемн ...

Формирование социально-бытовых навыков в условиях детского сада
На четвертом году жизни у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координированнее становятся движения. Дети начинают овладевать умениями действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому. В младш ...

Выявление динамики уровня развития мыслительных операций у дошкольников подготовительной группы
Для проверки, проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента, был проведен контрольный эксперимент. Цель: проверка эффективности разработанной программы у старших дошкольников. На данном этапе эксперимента использовался тот же диагностируемый материал, что и на констатирующем этапе. Для ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru