Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Содержание и структура современного школьного учебника

Педагогика и воспитание » Содержание и структура современного школьного учебника

Страница 3

Эту функцию традиционно именовали воспитательной. Много слов было сказано о важнейшей задаче "формирования любви к Родине", "восприятия культурного наследия прошлого" и т. д. Сегодня проблема ставится гораздо глубже. Настало время ответить, кто мы, где наше место в современном мире, что мы можем дать человечеству. Каждый человек должен быть готов к этим глобальным вызовам, так как от обоснованности ответов зависит наше выживание в современном мире. Подготовить к решению этих вопросов на научном уровне должен учебник истории. Именно он во многом определит те позиции, с которых молодые исследователи будут изучать коренные проблемы дня.

Не менее важно, чтобы учебник стимулировал интерес к предмету, будил исследовательский азарт. Многим это требование может показаться чрезмерно завышенным. Но кому со школьных лет не известно как сухая зубрежка губит увлеченность, почему вместо сочного плода знаний ребятам насильно запихивают сухой огрызок! Преподавать историю интересно и научно очень непросто. Для этого надо чувствовать напряжение исторического процесса, его страсть. Страсть получает выход в борьбе, а следы этой борьбы доходят до нас в источниках, которые полемизируют друг с другом, опровергают друг друга, дают различные версии событий, идей, явлений. В этом ТАЙНА истории. Чтобы проникнуть в нее, не достаточно много знать, надо еще видеть ее и владеть методом ее познания. Здесь главная роль принадлежит учителю. Учебная книга должна очень осторожно касаться противоречий, чтобы не запутать учащихся, но научная увлекательность и корректная постановка спорных проблем - обязательный атрибут «хорошего» учебника.

Наконец, учебник должен отвечать целому ряду весьма противоречивых сугубо утилитарных требований: быть понятным слабым ученикам и готовить к поступлению в вуз, быть легким и компактным и одновременно "выносливым" и информативным, обладать хорошим методическим аппаратом и иллюстративным материалом. Понятно, что совместить все требования достаточно трудно и речь можно вести только об оптимальном сочетании различных качеств.

В огромной массе школьной учебной литературы можно достаточно условно выделить несколько направлений:

- "классические" учебники, придерживающиеся формационного подхода и, в рамках определенной концепции, дающие многофакторный анализ каждого исторического периода (социально-экономический строй, политический строй, внешние связи, культура);

- концептуальные учебники, но имеющие цивилизационный подход (Ионов И. Н. Российская цивилизация. IX -- начало XX века; Хорос В. Г. Русская история в сравнительном освещении);

- пособия, где концепция убрана на второй план, а акцент сделан на передаче фактического материала и его объяснении (учебники А. П. Богданова, Кацвы Л. А., Юрганова А. Л., Ляшенко Л. М. и т. д.);

Учебник должен раскрывать содержание обучения посредством определённого материала. Разработка учебного материала — это не подготовка предпосылок для создания учебной книги, а ее построение. В логике учебного материала обеспечивается взаимодействие методологии науки, предметной отрасли знания и методики, а также воплощение такого взаимодействия в структуре учебного издания. Поэтому обязательные составляющие учебного материала – это совокупность терминов и понятий, фактов, видов деятельности. Я предполагаю, что содержание учебника должно иметь две составляющие: предметный и педагогический материал. Эти составляющие позволят рассматривать содержание школьного учебника как интегрированную систему знаний и основу учебных умений, навыков и необходимых качеств личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Выявление уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития мыслительных операций у детей контрольной и экспериментальной групп. Для выявления уровня развития мыслительных операций нами использовались: Методика Р.С. Немова; Методика Н.А. Бернштейна; Методика «Четвертый лишний». Диагностика по мето ...

Понятие «неполная семья» и неполная семья как социально – педагогическая проблема
В данном параграфе мы раскроем ряд задач: Раскрыть понятие неполная семья Рассмотреть неполная семью, как социально педагогическая проблему. А. С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матер ...

Организационные формы и системы обучения
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах и системах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru