Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Эту функцию традиционно именовали воспитательной. Много слов было сказано о важнейшей задаче "формирования любви к Родине", "восприятия культурного наследия прошлого" и т. д. Сегодня проблема ставится гораздо глубже. Настало время ответить, кто мы, где наше место в современном мире, что мы можем дать человечеству. Каждый человек должен быть готов к этим глобальным вызовам, так как от обоснованности ответов зависит наше выживание в современном мире. Подготовить к решению этих вопросов на научном уровне должен учебник истории. Именно он во многом определит те позиции, с которых молодые исследователи будут изучать коренные проблемы дня.
Не менее важно, чтобы учебник стимулировал интерес к предмету, будил исследовательский азарт. Многим это требование может показаться чрезмерно завышенным. Но кому со школьных лет не известно как сухая зубрежка губит увлеченность, почему вместо сочного плода знаний ребятам насильно запихивают сухой огрызок! Преподавать историю интересно и научно очень непросто. Для этого надо чувствовать напряжение исторического процесса, его страсть. Страсть получает выход в борьбе, а следы этой борьбы доходят до нас в источниках, которые полемизируют друг с другом, опровергают друг друга, дают различные версии событий, идей, явлений. В этом ТАЙНА истории. Чтобы проникнуть в нее, не достаточно много знать, надо еще видеть ее и владеть методом ее познания. Здесь главная роль принадлежит учителю. Учебная книга должна очень осторожно касаться противоречий, чтобы не запутать учащихся, но научная увлекательность и корректная постановка спорных проблем - обязательный атрибут «хорошего» учебника.
Наконец, учебник должен отвечать целому ряду весьма противоречивых сугубо утилитарных требований: быть понятным слабым ученикам и готовить к поступлению в вуз, быть легким и компактным и одновременно "выносливым" и информативным, обладать хорошим методическим аппаратом и иллюстративным материалом. Понятно, что совместить все требования достаточно трудно и речь можно вести только об оптимальном сочетании различных качеств.
В огромной массе школьной учебной литературы можно достаточно условно выделить несколько направлений:
- "классические" учебники, придерживающиеся формационного подхода и, в рамках определенной концепции, дающие многофакторный анализ каждого исторического периода (социально-экономический строй, политический строй, внешние связи, культура);
- концептуальные учебники, но имеющие цивилизационный подход (Ионов И. Н. Российская цивилизация. IX -- начало XX века; Хорос В. Г. Русская история в сравнительном освещении);
- пособия, где концепция убрана на второй план, а акцент сделан на передаче фактического материала и его объяснении (учебники А. П. Богданова, Кацвы Л. А., Юрганова А. Л., Ляшенко Л. М. и т. д.);
Учебник должен раскрывать содержание обучения посредством определённого материала. Разработка учебного материала — это не подготовка предпосылок для создания учебной книги, а ее построение. В логике учебного материала обеспечивается взаимодействие методологии науки, предметной отрасли знания и методики, а также воплощение такого взаимодействия в структуре учебного издания. Поэтому обязательные составляющие учебного материала – это совокупность терминов и понятий, фактов, видов деятельности. Я предполагаю, что содержание учебника должно иметь две составляющие: предметный и педагогический материал. Эти составляющие позволят рассматривать содержание школьного учебника как интегрированную систему знаний и основу учебных умений, навыков и необходимых качеств личности.
Это интересно:
Профессионально-трудовая деятельность школьника
Учебной программой уделяется большое внимание обучению и сообщению им начальных общих сведений о машине. Это не случайно. Во-первых, одна из главных задач трудового обучения в V—VII классах состоит в том, чтобы дать учащимся правильное представление о характере современного общественного производ ...
Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития
Важность проблемы исследования детей с задержкой психического развития определяется ее теоретическим и практическим значением. Изучение детей с ЗПР подчиняется общим законам научного анализа структуры личности, но не исключает специфического подхода в рассмотрении особенностей формирования и развит ...
Опытно-поисковая работа по определению эффективности формирования мотивации
учащихся на уроках технологии средствами дидактических игр
Для подтверждения эффективности выбранной методики формирования мотивации учащихся средней школы на уроках технологии средствами дидактических игр (см. главу 2) была проведена опытно-поисковая работа. Базой исследования стала одна из средних общеобразовательных школ г. Нижний Тагил Свердловской обл ...