Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Дети с общим недоразвитием речи III, IV уровней и спастической формой псевдобульбарной дизартрии– основной контингент логопедических групп в дошкольных образовательных учреждениях.
Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с детьми-логопатами, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
В настоящее время образовательный процесс в ДОУ отличается преимущественно “учебной”направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее превентивных (профилактических) направлений в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
Во-первых, мы обращаем главное внимание на полноценное формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками в целом.
Во-вторых, считаем, что эффективность коррекционно-педагогической работы намного выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта,клинический диагноз.
В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы,методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.
Система логопедического воздействия на ребенка при псевдобульбарной дизартрии носит комплексный характер. Нами составлена специальная коррекционно-оздоровительная программа “Комплексный подход в системе преодоления общего недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией”.
Ее цель: оптимальная коррекция речевых дефектов, развитие психических функций,укрепление здоровья детей, через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.
Программа получила положительную рецензию на кафедре методик дошкольного и начального образования Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Она представлена Вашему вниманию.
Для детей с общим недоразвитием речи III, IVуровней и спастической формой псевдобульбарной дизартрии характерно:
недоразвитие общей и мелкой моторики;
несформированность движений органов артикуляционного аппарата и, как следствие, нарушение звукопроизношения;
присутствие саливации, синкенезий, гиперкинезов;
недоразвитие мимических мышц;
нарушение просодических компонентов речи:
диафрагмального и речевого дыхания;
силы и высоты голоса;
темпа и ритма речи;
недоразвитие фонематического слуха и восприятия;
недостаточное развитие лексико-грамматических компонентов речи; связной речи.
В связи с этим работа учителя-логопеда ведется в нескольких направлениях:
развитие общей и мелкой моторики;
стимуляция работы артикуляционного аппарата;
нормализация работы мимических мышц;
борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями;
формирование просодических компонентов речи;
коррекция звукопроизношения;
развитие основных фонематических процессов;
устранение общего недоразвития речи;
нормализация основных психических процессов.
Первая часть любого занятия построена по структуре псевдобульбарной дизартрии и включает в себя работу по:
развитию общей моторики (статической и динамической организации движений тела), начинающуюся с нормализации мышечного тонуса, снятия мышечного напряжения (при спастической дизартрии тонус повышен);
нормализации мелкой моторики, состоящую из массажа (самомассажа) рук от кончиков пальцев до основания, пальчиковой гимнастики, разного рода шнуровок, штриховок, вариантов игровых моментов с мелкими предметами (крупами, бусинками и т.п.);
развитию артикуляционного аппарата, которая ведется по следующим параметрам. Проводится массаж органов артикуляции. Сначала выполняется массаж лица, далее – массаж языка (если требуется – губ). Благодаря этому массажу понижается мышечный тонус органов артикуляции. Затем выполняется артикуляционная гимнастика. Существует несколько негласных требований к ее проведению:
артикуляционная гимнастика выполняется по широкой программе, т.е. независимо от того, над каким звуком идет работа;
подбираются движения для всех подвижных частей артикуляционного аппарата: губ, челюсти, языка;
специальная артикуляционная гимнастика проводится по программе изучаемого звука;
каждое движение выполняется 5 –7 раз;
требуется увеличение скорости при включении в движение;
каждая поза должна длительно удерживаться.
Это интересно:
Общая характеристика системы развивающего обучения по Л.В. Занкову
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения. Система Л.В. Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы ХХ в. По мнению ученого, школа не рас ...
Особенности исследовательской деятельности школьников 5 класса
Возраст человека представляет собой важное условие, определяющее многие особенности того, как этот человек учится. Ученики 5–6 классов – это дети 11-12 лет. Это период когда заканчивается младший школьный возраст и наступает подростковый. В психическом развитии подростка основная роль принадлежит у ...
Дизайн изделия
В результате выполнения практико-ориентированного проекта «Изготовление детской скамейки», выполнения конструкторского, технологического заданий, обмена учащимися мнениями по вопросу и принятия наиболее рационального решения пришли к выводу, что к мебели для детской комнаты предъявляются повышенные ...