Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Рассматривая педагогический процесс как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о конкретных методах решения воспитательных задач.
Антон Семенович Макаренко называл методы воспитания инструментом прикосновения к личности и призывал пользоваться им очень осторожно. Он предупреждал учителей не испытывать методы без проверки на практике, не предпочитать один метод другому, не использовать один метод в отрыве от другого.
Для удобства изучения метода воспитания и использования их в практической работе с детьми все методы условно объединены в несколько групп, т.е. классифицированы. Современной педагогике известны десятки классификаций методов воспитания. Рассмотрим две наиболее распространенные.
Классификация методов воспитания по характеру их главной функции. Автор Баранов С.П.
1. Метод формирования общественного сознания: рассказ, беседа, диспут, пример;
2. Метод формирования общественного поведения: приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
3. Метод стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание;
4. Метод самовоспитания: самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.
Классификация методов воспитания по характеру деятельности учащихся. Автор Марьенко И.С.
1. Объяснительно-репродуктивные методы воспитания: рассказ, объяснение, пример.
2. Проблемно-ситуационные методы воспитания: эврическая беседа, диспут, создание воспитывающих ситуаций.
3. Метод приучения: упражнение, требование.
4. Метод стимулирования: соревнование, поощрение.
5. Метод торможения неправильная деятельность: все виды наказания.
6. Метод самовоспитания: самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.
Всякая классификация условна, т.к. функции методов разнообразны. Например, такой метод воспитания, как требование можно отнести и к методу формирования общественного поведения и к методам стимулирования деятельности и поведения.
Проанализируем методы воспитания в соответствии с классификацией Баранова С.П.
Методы формирования общественного сознания личности.
Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие название методов формирования общественного сознания личности. Методы этой группы помогают школьнику понять свои скрытые желания, уразуметь, чего он действительно хочет, и ответить на вопрос: как можно достичь желаемого?
Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, беседу, диспут и метод наглядно-практического воздействия — пример.
Пример — это способ формирования определенного отношения к явлению, действующего на основе какого либо образца — родителей, воспитателей, друзей, героев книг, фильмов и т.д.
«Долог путь наставлений, — говорил римский философ Сенека, — короток путь примера». Психологической основой примера служит подражательность. Школьники, в основном, подражают тем, кто производит на них наиболее сильное впечатление.
Использование примеров в качестве методики воспитания эффективно при следующих условиях:
- в качестве примера избирается человек пользующийся авторитетом у воспитанников;
- пример приводится человеком, который сам обладает качеством, приводимым в пример;
- воспитанникам должна быть понятна сущность нравственного образца, который ставится в пример;
- приводимый пример должен быть приемлемым в сегодняшней жизни детей;
- как можно чаще использовать положительные примеры близких воспитаннику людей.
Это интересно:
Приемы, способы и средства активизации мыслительной
деятельности на учебных занятиях
В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от обучающихся не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усв ...
Основные положения теории развивающего обучения
Можно выделить две взаимосвязанных линии в теории РО. Это линия, связанная с ценностью теоретического мышления и теоретического отношения к миру. А вторая связана со схемами ведущей деятельности, зоны ближайшего развития, становления основных новообразований возраста. Относительно первой линии базо ...
Теоретические основы модульного обучения
Технология модульного обучения, использующая укрупненное структурированное содержание учебного материала, носит название технологии модульного обучения. Технология модульного обучения – одна из тактик обучения, которая по своей сути, являясь личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимиз ...