Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Характеристика общепедагогических методов воспитания. Использование общих методов с целью музыкального воспитания

Педагогика и воспитание » Использование педагогических методов в процессе музыкального воспитания школьника » Характеристика общепедагогических методов воспитания. Использование общих методов с целью музыкального воспитания

Страница 1

Рассматривая педагогический процесс как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о конкретных методах решения воспитательных задач.

Антон Семенович Макаренко называл методы воспитания инструментом прикосновения к личности и призывал пользоваться им очень осторожно. Он предупреждал учителей не испытывать методы без проверки на практике, не предпочитать один метод другому, не использовать один метод в отрыве от другого.

Для удобства изучения метода воспитания и использования их в практической работе с детьми все методы условно объединены в несколько групп, т.е. классифицированы. Современной педагогике известны десятки классификаций методов воспитания. Рассмотрим две наиболее распространенные.

Классификация методов воспитания по характеру их главной функции. Автор Баранов С.П.

1. Метод формирования общественного сознания: рассказ, беседа, диспут, пример;

2. Метод формирования общественного поведения: приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

3. Метод стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание;

4. Метод самовоспитания: самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.

Классификация методов воспитания по характеру деятельности учащихся. Автор Марьенко И.С.

1. Объяснительно-репродуктивные методы воспитания: рассказ, объяснение, пример.

2. Проблемно-ситуационные методы воспитания: эврическая беседа, диспут, создание воспитывающих ситуаций.

3. Метод приучения: упражнение, требование.

4. Метод стимулирования: соревнование, поощрение.

5. Метод торможения неправильная деятельность: все виды наказания.

6. Метод самовоспитания: самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.

Всякая классификация условна, т.к. функции методов разнообразны. Например, такой метод воспитания, как требование можно отнести и к методу формирования общественного поведения и к методам стимулирования деятельности и поведения.

Проанализируем методы воспитания в соответствии с классификацией Баранова С.П.

Методы формирования общественного сознания личности.

Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие название методов формирования общественного сознания личности. Методы этой группы помогают школьнику понять свои скрытые желания, уразуметь, чего он действительно хочет, и ответить на вопрос: как можно достичь желаемого?

Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, беседу, диспут и метод наглядно-практического воздействия — пример.

Пример — это способ формирования определенного отношения к явлению, действующего на основе какого либо образца — родителей, воспитателей, друзей, героев книг, фильмов и т.д.

«Долог путь наставлений, — говорил римский философ Сенека, — короток путь примера». Психологической основой примера служит подражательность. Школьники, в основном, подражают тем, кто производит на них наиболее сильное впечатление.

Использование примеров в качестве методики воспитания эффективно при следующих условиях:

- в качестве примера избирается человек пользующийся авторитетом у воспитанников;

- пример приводится человеком, который сам обладает качеством, приводимым в пример;

- воспитанникам должна быть понятна сущность нравственного образца, который ставится в пример;

- приводимый пример должен быть приемлемым в сегодняшней жизни детей;

- как можно чаще использовать положительные примеры близких воспитаннику людей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Реализация духовного воспитания подростков в учебно-воспитательном процессе
Пятый класс. Стержнем музыкальных занятий в пятом классе является рассмотрение разнообразных связей музыки с другими видами искусства и жизнью. Эти связи уже, безусловно, присутствовали на уроках музыки в предыдущие годы. Ребятами накоплен значительный опыт речевого и пластического ин­тонирования, ...

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова
Система начального обучения Л. В. Занкова изначально ставила перед собой задачу "высокого общего развития учащихся". Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов ("ума"), волевых качеств, управляющих всей деятельност ...

Основы антинаркотической профилактической помощи специалистам при работе с семьей и в образовательных учреждениях
Основные направления антинаркотической профилактической помощи, оказываемой семье специалистами образовательных учреждений. Существенным является выделение следующих направлений семейной антинаркотической профилактической помощи: Развитие осознания и понимания взрослыми членами семьи собственного в ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru