Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Рассказ - это сообщение о поступке или поучительной истории с целью вызвать стремление следовать хорошему и избегать недостойного. Чаще всего использованный в воспитании младших школьников яркий образный рассказ должен вызвать положительную ответную реакцию. Условия эффективности:
- краткость;
- эмоциональность,
- сопоставление фактов, выбор времени проведения (после какого-либо поступка, события или учитывать интерес к чему-либо)
Беседа - обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий, явлений. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, школьники легче постигают их сущность и значение. Метод особенно актуален для учеников средних и старших классов. Может проводиться с одним воспитанником (индивидуально), с несколькими учащимися (групповые беседы), со всем классом (фронтальные).
Эффективность беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
- беседа должна иметь проблемный характер, предполагать борьбу взглядов, мнений;
- нельзя допускать, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов;
- нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию;
- материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников;
- в ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения;
- правильное руководство беседой помогает воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.
Диспут – активное выражение воспитанниками своих мнений, их отстаивание при коллективном обсуждении проблемы. Диспут вырабатывает у школьников умение вести спор, защищать свои взгляды, с уважением относится к мнению товарищей.
Условия эффективности диспута.
- тема диспута должна волновать всех;
- в коллективе должны быть противоречивые мнения по решению проблем;
- чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно тщательно готовиться. Разрабатываются вопросы, требующие самостоятельных суждений. С вопросами участников заранее знакомят. Иногда воспитатель может назначить участников спора. Цель диспута — не вывод, а процесс;
- не следует осуждать учащихся, высказывающих неправильное мнение.
Методы формирования общественного поведения.
Приучение – это побуждение воспитанников к выполнению определенных действий с целью формирования навыков правильного поведения.
Условия правильного использования приучения следующие:
- ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и его воспитанников;
- приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать указания типа «будь вежливым». Лучше сказать так: «Приветствуй соседа — и он будет вежлив с тобой»;
- на каждый отрезок времени должен быть выделен оптимальный объем действий, посильных для воспитанников;
- показывайте, как выполняются действия, какие результаты они дают;
- приучение требует постоянного контроля, который должен быть благожелательным, сочетаться с самоконтролем;
- значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.
Упражнение – это многократное совершение определенных поступков на основе осознания нравственной нормы с целью выработки черты характера, качества личности. По определению А.С. Макаренко воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке.
Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:
- поступки должны совершаться на основе нравственных требований;
- систематичность упражнений;
- анализ и самоанализ поведения и результатов упражнения;
- поддержка коллектива, одобрение успехов;
Это интересно:
Эстетическое образование Вальдорфской школы
Родителям и учителям необходимо развивать творческую проницательность при работе с детьми. Индивидуальность скрыта, ее нельзя увидеть при рождении. Например, никто не предполагает, что мать Бетховена знала, что ее сын напишет девять полноценных симфоний, не говоря уже о его последних квартетах. Под ...
Принцип приоритета личностного развития
Процесс личностного развития ребенка рассматривается как ведущее звено образовательного процесса. Обучение выступает лишь как средство развития личности, а не как самостоятельная цель (в традиционной системе обучения и воспитания приоритет, хотим мы этого или не хотим, отдается процессу приобретени ...
Уровни выполнения родителями воспитательной функции
Изучение педагогического опыта позволило выявить недостатки педагогического руководства семейным воспитанием, основными из которых являются: - Недостаточное внимание со стороны администрации школ к вопро сам педагогического руководства; - Слабая теоретическая и практическая подготовленность некотор ...