Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Рассказ - это сообщение о поступке или поучительной истории с целью вызвать стремление следовать хорошему и избегать недостойного. Чаще всего использованный в воспитании младших школьников яркий образный рассказ должен вызвать положительную ответную реакцию. Условия эффективности:
- краткость;
- эмоциональность,
- сопоставление фактов, выбор времени проведения (после какого-либо поступка, события или учитывать интерес к чему-либо)
Беседа - обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий, явлений. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, школьники легче постигают их сущность и значение. Метод особенно актуален для учеников средних и старших классов. Может проводиться с одним воспитанником (индивидуально), с несколькими учащимися (групповые беседы), со всем классом (фронтальные).
Эффективность беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
- беседа должна иметь проблемный характер, предполагать борьбу взглядов, мнений;
- нельзя допускать, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов;
- нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию;
- материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников;
- в ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения;
- правильное руководство беседой помогает воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.
Диспут – активное выражение воспитанниками своих мнений, их отстаивание при коллективном обсуждении проблемы. Диспут вырабатывает у школьников умение вести спор, защищать свои взгляды, с уважением относится к мнению товарищей.
Условия эффективности диспута.
- тема диспута должна волновать всех;
- в коллективе должны быть противоречивые мнения по решению проблем;
- чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно тщательно готовиться. Разрабатываются вопросы, требующие самостоятельных суждений. С вопросами участников заранее знакомят. Иногда воспитатель может назначить участников спора. Цель диспута — не вывод, а процесс;
- не следует осуждать учащихся, высказывающих неправильное мнение.
Методы формирования общественного поведения.
Приучение – это побуждение воспитанников к выполнению определенных действий с целью формирования навыков правильного поведения.
Условия правильного использования приучения следующие:
- ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и его воспитанников;
- приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать указания типа «будь вежливым». Лучше сказать так: «Приветствуй соседа — и он будет вежлив с тобой»;
- на каждый отрезок времени должен быть выделен оптимальный объем действий, посильных для воспитанников;
- показывайте, как выполняются действия, какие результаты они дают;
- приучение требует постоянного контроля, который должен быть благожелательным, сочетаться с самоконтролем;
- значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.
Упражнение – это многократное совершение определенных поступков на основе осознания нравственной нормы с целью выработки черты характера, качества личности. По определению А.С. Макаренко воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке.
Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:
- поступки должны совершаться на основе нравственных требований;
- систематичность упражнений;
- анализ и самоанализ поведения и результатов упражнения;
- поддержка коллектива, одобрение успехов;
Это интересно:
Понятие и сущность дидактических средств обучение математике
в психолого – педагогической литературе
Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, ког ...
Влияние оценочной деятельности на формирование
учебно-познавательной мотивации
Возможность целенаправленного формирования и развития мотивов человека остаётся мало изученным вопросом в отечественной и зарубежной психологии. Важность этой проблемы обусловлена взаимосвязью вопроса о развитии мотивов и потребностей с вопросом о развитии личности в целом. Тип личности, мотив и мо ...
Внеклассные мероприятия в коррекционной школе VIII
вида
1. Урок "Россия - Родина моя" Цели: образовательные: - познакомить учащихся с произведениями русских поэтов XX-XXI веков, посвященных Родине; - развивать навыки выразительного чтения, воспитательные: - воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за Родину; развивающие: - развиват ...