Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития личности:
взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;
взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитательном процессе;
взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе;
взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.
В закономерностях, по-мнению И.П.Подласого, отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. В столь сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей.
Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяют такие:
Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу – тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты.
Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического воздействия.
Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов.
Закономерность единства чувственного, логического и практического в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.
Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается: качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловлены: потребностями общества и личности; возможностями (материально-техническими, экономическими и другими) общества; условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими).
Названными закономерностями связи, действующие в педагогическом процессе, не исчерпываются. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи только подступают.
Педагогика как наука имеет одной из своих функций познание процессов обучения и воспитания. Результатом этого познания является установление законов и закономерностей целостного педагогического процесса.
Это интересно:
Описание диагностики Н.И. Поливановой и И.В. Ривиной
Согласно Н.И. Поливановой и И.В. Ривиной одним из компонентов системного мышления является компонент “оперирование образами”. В их работе приведена диагностика сформированности системного мышления детей 6-9 лет на непредметном материале. Данная диагностика включает в себя методику “Повороты фигур”, ...
Индивидуальный способ в процессе воспитания: основные положения и понятия
Общепедагогические и психологические основы индивидуализации воспитания раскрыты в трудах следующих педагогов и психологов Л.С. Выготского, П.П. Блонского, П.В. Каптерева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других. Загвоздкам индивидуализации воспитания, индивидуализированного восп ...
Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя начальных классов они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах, оборудованных столами или партами. Однако это в определенной мере огран ...