Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития как составляющими компонентами целостного педагогического процесса;
связи между процессами воспитания и самовоспитания, педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых, преподавания и учения, т.е. между деятельностью субъектов и объектов педагогического процесса;
связи между деятельностью и общением личности и результатами ее развития;
связи между возможностями личности (возрастными, индивидуальными) и характером педагогических влияний на нее;
связи между коллективом и личностью в педагогической системе;
связи между задачами, содержанием, формами, методами педагогического процесса;
Многолетние педагогические исследования и анализ школьной практики показали, что нельзя успешно построить обучение и воспитание учеников, если не учесть хотя бы один из названных видов внутренних связей. Эти связи носят существенный и необходимый характер, проявляются во всех случаях, во всех известных педагогических ситуациях в той или иной мере. Поэтому они носят всеобщий характер. Они проявляются всегда и поэтому являются устойчивыми связями. Отсюда следует вывод, что все эти связи являются закономерными и их следует формулировать в виде определенных закономерностей педагогического процесса.
Психолого-педагогические исследования, проведенные Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, А.Н.Леонтьевым и многими другими, показали, что воспитание и обучение играют решающую роль в развитии личности. Как принято говорить в психологии, обучение и воспитание идут впереди развития, они определяют его. Л.С. Выготский отмечал: «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед вперед развитию… создает зону ближайшего развития ребенка, т.е. вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития».
Данная закономерная связь имеется и между обучением и воспитанием. Без обучения практически невозможно осуществлять воспитание, так как человек должен изучать определенные закономерности, знания, на которых основываются его действия в обществе. Вместе с тем нельзя хорошо поставить обучение, если ученики не воспитаны, не имеют позитивного отношения к учебе, не обладают долгом, ответственностью и пр.
Отсюда следует, что в целостном педагогическом процессе все уроки и воспитательные мероприятия должны быть нацелены на получение высокого и всесторонне развивающего эффекта, обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер.
Эффективность воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе закономерно зависит от того, насколько педагогам удалось обеспечить единство своих действий с действиями учеников, насколько педагогические влияния резонируют с активностью воспитываемых и обучаемых. При совпадении активности субъектов и объектов результат педагогического процесса резко возрастает, наступает явление «педагогического резонанса», резкого возрастания эффективности (Ю.К. Бабанский).
Следовательно, воспитание и обучение эффективны, если они стимулируют активность, самостоятельность учеников, а педагогические воздействия побудили их к самовоспитанию и самообразованию, к творческому самовыражению.
Воспитание, обучение и образование в решающей мере зависят то характера деятельности и общения, в которые включаются ученики.
В активной деятельности индивид усваивает способы действий и познает объективные свойства предметов.
Это интересно:
Основные направления коррекционно-педагогической работы с
учащимися, имеющими ЗПР
Исходя из структуры дефекта и психологических особенностей рассматриваемой категории детей, С. Г. Шевченко сформулированы следующие направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР: Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обу ...
Нарушение голоса
Под голосом понимается совокупность любых звуков, исходящих из гортани человека, начиная от крика, стона, кашля, громкого зевка и кончая хорошо поставленным голосом профессионального оратора или певца. Голос является важным компонентом речеобразования, поскольку он обеспечивает, во-первых, слышимос ...
Диагностика и результаты нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста
Выдвинутое нами положение об искусстве как о средстве нравственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяет сформулировать цель констатирующего этапа эксперимента, которая состоит в определении уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия литера ...