Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвистический аспекты

Педагогика и воспитание » Формирование элементов описательной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвистический аспекты

Страница 1

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка.

По определению, А.А. Леонтьева, речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.

Рассмотрим основные положения теории деятельности вообще и речевой деятельности в частности.

Во-первых, стоит остановиться на условиях, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна. (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.В. Ахутина и др.)

1. Потребность в высказывании – условия возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли человек не заговорил бы.

2. Содержание речи – условие наличия материала высказывания, т.е. того, о чем нужно сказать. И от полноты, богатства этого материала зависит содержательность высказывания. Четкость, логичность речи определяются тем, насколько подготовлен материал.

3. Средства языка – условие вооружения человека общепринятыми знаками, т.е. главным образом словами, их сочетаниями, различными оборотами речи.

«Чтобы полноценно общаться,— пишет А.А. Леонтьев,— человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным».

Остановимся более подробно на динамической структуре высказывания и разберем поэтапно структуру речевой деятельности, исходя из источников современной психолингвистической литературы (В.И. Капинос и др.)

Сориентироваться в условиях общения - это значит определить для себя место, роль высказывания в деятельности общения, а также в самых общих чертах его форму: с учетом общего мотива деятельности уточнить цель речевого действия и, отталкиваясь от основных условий коммуникации (устное или письменное общение, с одним человеком или со многими людьми, одностороннее или двустороннее, в официальной или неофициальной обстановке и др.), решить вопрос о форме (устная / письменная), виде (монолог / диалог), стиле высказывания.

Вторая фаза речевого действия – планирование заключается в отборе содержания, в составлении программы высказывания. Здесь решающую роль играет предмет речи — тема и основная мысль высказывания; однако существенны также и ограничения, накладываемые на отбор содержания требованиями стиля, типа, вида и формы речи.

Переход от программы к ее реализации в языковом коде составляет третью фазу речевого действия. Для нее характерны операции выбора слова, перебора и сопоставления синтаксических вариантов, причем и здесь, так же как и на этапе планирования, говорящий стремится отобрать языковые средства, адекватно передающие предмет речи, раскрывающие тему и основную мысль и соответствующие условиям и задаче общения.

Четвертая фаза речевого действия — фаза контроля — состоит в том, что говорящий сопоставляет результат речевого действия и задачу общения. В случае несовпадения полученного эффекта с намерениями говорящего делается попытка найти ошибочное звено. Для этого, обычно мысленно, прослеживается операционный состав речевого действия во всех фазах его формирования и выясняется, где был допущен просчет: возможно, не были учтены какие-то существенные для данного случая общения условия речевой ситуации, или неудачно было спланировано содержание высказывания, или, может быть, программа была нарушена на стадии ее реализации (не удалось точно выразить мысль).

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, пишет письма, статьи, конспектирует и реферирует книги, статьи, составляет заявления и объявления, заполняет анкеты и т. п.

В.П. Глухов подчеркивает, что связная речь представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности человека в процессе решения задач речевой коммуникации.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении детей с окружающим миром
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, как мы уже отмечали, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует ее эстетическое восприятие. Кроме того, ...

Разработка метода проектов
Роль учителя при выполнении проекта. Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников воп ...

Некоторые методические аспекты экологизации школьного образования
В условиях перехода общества к устойчивому развитию все более осознается "экологическая недостаточность" среднего образования. Учебные материалы не адекватны приоритетным целям обучения. Отсутствуют условия для разнообразной самостоятельной деятельности школьников; учение ориентировано пр ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru