Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты использования активных методов обучения на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении, уточнено значение ключевых понятий: познавательная активность, методы и средства стимулирования, активные методы обучения. Данные теоретические положения не являются исчерпывающими для реализации цели нашего исследования, так как необходимо их практическое подтверждение в условиях опытно-экспериментальной работы. Поэтому, исходя из цели и гипотезы исследования, мы рассмотрим в этом параграфе, как активные методы обучения обеспечивают интенсивность познавательной активности у младших школьников на уроках математики.
Перед опытно-экспериментальной работой ставились следующие задачи:
1) определить условия проведения опытно-экспериментальной работы, выявить и теоретически обосновать уровни интенсивности познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении при использовании активных методов обучения на уроках математики;
2) определить и апробировать эффективность формирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении на начальном и итоговом этапах опытно-экспериментальной работы;
3) экспериментально проверить эффективность использования активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении, обобщить полученные результаты, сделать выводы.
Целью нашей опытно-экспериментальной работы является диагностика эффективности использования активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности.
На основе выдвинутой нами гипотезы была проведена опытно- экспериментальная работа, которая проводилась на базе МОУ СОШ № 39 города Челябинска. Для этого были отобраны экспериментальная группа (ЭГ) из учащихся 1 «А» класса и контрольная группа (КГ) из учащихся 1 «Б» класса.
Экспериментальный (ЭГ) и контрольный (КГ) классы одинаковы по составу. Возраст у детей экспериментального и контрольного классов примерно одинаков: 6,5-7 лет.
Учащиеся экспериментального (ЭГ) и контрольного (КГ) классов занимаются по программе непрерывного курса математики «Школа России» (автор учебника М.И. Моро). Оба класса равноценны по уровню развития детей с трудностями в обучении, уровню успеваемости, педагогической квалификации учителей, по интересу учителей к экспериментальной работе по математике.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в ходе уроков математики. Работа проводилась в три этапа:
1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы (октябрь 2007 г.).
2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы (январь-март 2008 г.).
3. Итоговый этап опытно-экспериментальной работы (март 2008 г.).
Рассмотрев с теоретических и методических позиций вопрос об использовании активных методов обучения на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении, мы считаем необходимым остановиться на проведении опытно-экспериментальной работы, на осмыслении полученных результатов и целесообразности учёта этих результатов в практике обучения.
На констатирующем этапе перед нами стояла задача выявить уровень интенсивности познавательной активности учащихся.
Познавательная активность – это качество, побуждающее ученика к деятельности, проявляющееся в его отношении к содержанию и процессу учения, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.
Для определения уровня интенсивности познавательной активности учащихся мы использовали диагностическую методику, разработанную И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкиной, Л.М. Фридманом и методику, определяющую уровень активности познавательной деятельности младших школьников с трудностями в обучении.
Цель первой диагностики: установить интенсивность познавательной активности у младших школьников с трудностями в обучении. Диагностика была проведена на основе наблюдений учителя и оформлена в виде анкеты, в которой необходимо было выбрать ответы на вопросы, предложенные для проведения диагностики познавательной активности у учащихся (таблица 1).
Таблица 1
Анкета для выявления познавательной активности учащихся
№ |
Вопрос учителю |
Варианты ответа |
Баллы |
1 |
Как часто умственная работа вызывает у ученика интерес? |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 |
2 |
Что предпочитает школьник, когда задан вопрос, требующий активной мысли? |
а) помучаться, но самому найти ответ б) когда как в) получить готовый ответ |
5 3 1 |
3 |
Много ли читает школьник литературы? |
а) постоянно много б) когда как в) мало или совсем не читает |
5 3 1 |
4 |
Насколько эмоционально ученик относится к заданию связанному с умственной работой? |
а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции не ярко выражены |
5 3 1 |
5 |
Часто ли школьник задаёт вопросы? |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 |
Это интересно:
Основы антинаркотической профилактической помощи специалистам
при работе с семьей и в образовательных учреждениях
Основные направления антинаркотической профилактической помощи, оказываемой семье специалистами образовательных учреждений. Существенным является выделение следующих направлений семейной антинаркотической профилактической помощи: Развитие осознания и понимания взрослыми членами семьи собственного в ...
Рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с
ЗПР
Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, т.е. обучении, стимулирую ...
Интервью с заместителем
директора о сознательности и дисциплине студентов
Нами было взято небольшое интервью с заместителем директора ГАОУ СПО "Казанский медицинский колледж" Мусиной Лилией Маратовной: Вопрос: Какие качества должны иметь студенты и выпускники колледжа? Лилия Маратовна: Студенты должны иметь чистую совесть, чистые помыслы, потому что больные раз ...