Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы, содержание и результаты начального этапа

Страница 1

В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты использования активных методов обучения на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении, уточнено значение ключевых понятий: познавательная активность, методы и средства стимулирования, активные методы обучения. Данные теоретические положения не являются исчерпывающими для реализации цели нашего исследования, так как необходимо их практическое подтверждение в условиях опытно-экспериментальной работы. Поэтому, исходя из цели и гипотезы исследования, мы рассмотрим в этом параграфе, как активные методы обучения обеспечивают интенсивность познавательной активности у младших школьников на уроках математики.

Перед опытно-экспериментальной работой ставились следующие задачи:

1) определить условия проведения опытно-экспериментальной работы, выявить и теоретически обосновать уровни интенсивности познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении при использовании активных методов обучения на уроках математики;

2) определить и апробировать эффективность формирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении на начальном и итоговом этапах опытно-экспериментальной работы;

3) экспериментально проверить эффективность использования активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении, обобщить полученные результаты, сделать выводы.

Целью нашей опытно-экспериментальной работы является диагностика эффективности использования активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности.

На основе выдвинутой нами гипотезы была проведена опытно- экспериментальная работа, которая проводилась на базе МОУ СОШ № 39 города Челябинска. Для этого были отобраны экспериментальная группа (ЭГ) из учащихся 1 «А» класса и контрольная группа (КГ) из учащихся 1 «Б» класса.

Экспериментальный (ЭГ) и контрольный (КГ) классы одинаковы по составу. Возраст у детей экспериментального и контрольного классов примерно одинаков: 6,5-7 лет.

Учащиеся экспериментального (ЭГ) и контрольного (КГ) классов занимаются по программе непрерывного курса математики «Школа России» (автор учебника М.И. Моро). Оба класса равноценны по уровню развития детей с трудностями в обучении, уровню успеваемости, педагогической квалификации учителей, по интересу учителей к экспериментальной работе по математике.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в ходе уроков математики. Работа проводилась в три этапа:

1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы (октябрь 2007 г.).

2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы (январь-март 2008 г.).

3. Итоговый этап опытно-экспериментальной работы (март 2008 г.).

Рассмотрев с теоретических и методических позиций вопрос об использовании активных методов обучения на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении, мы считаем необходимым остановиться на проведении опытно-экспериментальной работы, на осмыслении полученных результатов и целесообразности учёта этих результатов в практике обучения.

На констатирующем этапе перед нами стояла задача выявить уровень интенсивности познавательной активности учащихся.

Познавательная активность – это качество, побуждающее ученика к деятельности, проявляющееся в его отношении к содержанию и процессу учения, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Для определения уровня интенсивности познавательной активности учащихся мы использовали диагностическую методику, разработанную И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкиной, Л.М. Фридманом и методику, определяющую уровень активности познавательной деятельности младших школьников с трудностями в обучении.

Цель первой диагностики: установить интенсивность познавательной активности у младших школьников с трудностями в обучении. Диагностика была проведена на основе наблюдений учителя и оформлена в виде анкеты, в которой необходимо было выбрать ответы на вопросы, предложенные для проведения диагностики познавательной активности у учащихся (таблица 1).

Таблица 1

Анкета для выявления познавательной активности учащихся

Вопрос учителю

Варианты ответа

Баллы

1

Как часто умственная работа вызывает у ученика интерес?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает школьник, когда задан вопрос, требующий активной мысли?

а) помучаться, но самому найти ответ

б) когда как

в) получить готовый ответ

5

3

1

3

Много ли читает школьник литературы?

а) постоянно много

б) когда как

в) мало или совсем не читает

5

3

1

4

Насколько эмоционально ученик относится к заданию связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции не ярко выражены

5

3

1

5

Часто ли школьник задаёт вопросы?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Технология проектирования методической системы
В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Технология проектирования оптимального для образовательного учреждения варианта мет ...

Особенности формирования математических знаний, умений, навыков у младших школьников с трудностями в обучении
Одним из важнейших условий эффективности учебно-воспитательного процесса является предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учёбе. Среди учащихся общеобразовательной школы есть значительное число детей, имеющих недостаточную математическую подготовку. Уже к ...

Организация работы по развитию межличностных взаимодействий
На формирующем этапе эксперимента была организованна серия игр на развитие межличностных взаимодействий, разработана тематика классных часов «Вместе весело шагать», «Дружба крепкая не сломается», «В мире добра и зла». Дети принимали активное участие в организованных играх, готовили материал для про ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru