Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Использование активных методов обучения на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении

Педагогика и воспитание » Использование активных методов обучения на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.

Построение учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуального развития школьника важно для всех ступеней обучения, но особое значение реализация этого принципа имеет на начальной ступени, когда закладывается фундамент успешного обучения в целом.

Упущения на начальной ступени обучения проявляются пробелами в знаниях детей, несформированностью общеучебных умений и навыков, негативным отношением к школе, что бывает трудно скорригировать и компенсировать.

Наблюдения за неуспевающими школьниками показали, что среди них имеются дети, у которых трудности в обучении обусловлены задержкой психического развития.

Трудности в обучении характеризуются познавательной пассивностью, повышенной утомляемостью при интеллектуальной деятельности, замедленным темпом формирования знаний, умений, навыков, бедностью словаря и недостаточным уровнем развития устной связной речи.

Недостаточность познавательной активности при обучении проявляется в том, что эти учащиеся не стремятся эффективно использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало предположительных суждений до начала решения задач, нуждаются в специальной работе, направленной на развитие познавательного интереса, стимулирование познавательной активности, активизацию познавательной деятельности.

Поэтому большое значение приобретает глубокое раскрытие сущности принципа активности в обучении с учетом индивидуальных, психофизиологических особенностей младших школьников с трудностями в обучении и определении путей его реализации в условиях школьного образования.

Педагогической наукой накоплен достаточно большой опыт по проблеме активизации учения.

В 60-е годы прошлого столетия в нашей стране самостоятельность и активность провозглашается ведущим дидактическим принципом. Работа по интенсификации обучения привела к необходимости поиска путей активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, а также приемов стимулирования их учения. В Законе о школе 1958 года развитие познавательной активности и самостоятельности учеников рассматривалась как основная задача перестройки общеобразовательной школы.

Изучением познавательной деятельности занимались ученые-педагоги З.А. Абасов, Б.И. Коротяев, Н.А. Томин и другие, раскрывшие содержание и структуру данного понятия.

Психологические аспекты проблемы освещались в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.А. Любленской и других.

Б.П. Есипов, О.А. Нильсон исследовали вопросы, связанные с проблемой активизации учения, рассмотрев самостоятельную работу как одно из действенных средств активизации познавательной деятельности.

Разработкой путей активизации и развития познавательной деятельности учащихся занимались современные ученые и методисты: В.В. Давыдов, А.В. Занков, Д.Б. Эльконин и другие.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, изучения опыта работы учителей начальной школы была определена и сформирована проблема исследования, которая заключается в выявлении активных методов обучения, используемых на уроках математики в начальной школе, стимулирующих познавательную активность младших школьников с трудностями в обучении.

Актуальность выявленной проблемы определили выбор темы: «Использование активных методов обучения на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики.

Объект исследования – процесс обучения младших школьников с трудностями в обучении в начальной школе.

Предмет исследования – активные методы обучения как средство стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении.

Гипотеза исследования: процесс обучения младших школьников с трудностями в обучении будет более успешным, если:

- на уроках математики будут использованы активные методы обучения младшего школьника с трудностями в обучении;

- активные методы обучения будут выступать в качестве средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении.

Задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики.

2. Уточнить и теоретически обосновать сущность понятий «стимулирование» и «познавательная активность», «младшие школьники с трудностями в обучении».

3. Выявить активные методы обучения на уроках математики, стимулирующие познавательную активность младших школьников с трудностями в обучении.

4. Определить, обосновать и проверить в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность использования активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики.

С целью доказательства состоятельности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.

2. Наблюдение.

3. Эксперимент.

4. Эвристическая беседа.

5. Классификация.

Практическая значимость работы состоит в определении активных методов обучения, стимулирующих познавательную активность младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики, разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию активных методов обучения младших школьников на уроках математики.

Это интересно:

Обзор литературы по изучаемой проблеме
В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные ...

Особенности одаренных детей и детей с СДВГ
Одаренные дети, как и гиперативные особенны по своему развитию и восприятию окружающего мира. В связи с эти у таких детей появляются как положительные стороны в адаптации, так и отрицательные. Исследовав множество источников, были выделены основные особенности одаренных детей и детей с СДВГ. Влияни ...

Классификация театрализованных игр
Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Классифицируя ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru