Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Исследование педагогического потенциала среды проводится на трех уровнях, которые определяются объектом изучения:
- макроуровне, позволяющем раскрыть наиболее общие сущност-ные педагогические характеристики среды в целом (страны, региона), как положительно, так и отрицательно влияющие на формирование личности и тенденции их развития в будущем;
- микроуровне, дающем возможность с большой точностью установить настоящие и перспективные педагогические возможности конкретной микросреды (небольшого города, поселка, микрорайона, улицы, вплоть до среды школьного класса или одной семьи) и определить оптимальные пути ее педагогизации;
- личностно ориентированном уровне, на котором выявляются значимые для конкретной личности факторы, влияющие как позитивно, так и негативно, и, соответственно, возможности усиления или ослабления их воздействия.
Необходимо отметить, что исследование на макроуровне является социологическим, а на микро - и личностно ориентированном уровнях -педагогическим. Процессы, исследующиеся социологией, носят статистический характер, т.е. имеют отношение к большой совокупности явлений. Педагогическое же исследование зачастую носит единичный характер, т. к. всякая конкретная микросреда наравне с некоторыми общими характеристиками (для данной модели пространства) имеет самобытные составляющие и взаимосвязи, свойственные исключительно ей, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на все её взаимодейсгвия с личностью и, следовательно, на специфику педагогической работы в данной микросреде. Можно выделить и другие особенности педагогического и социологического исследования окружающей среды (см. табл.).
Таблица 2
Особенности педагогического и социологического исследования среды
Основания для сравнения |
Педагогическое исследование |
Социологическое исследование |
Цель |
Определение педагогических возможностей микросреды или ее отдельных компонентов и тенденций их развития для оптимизации процесса формирования личности |
Выявление прогрессивных факторов, на которые можно опереться в деле воспитания подрастающего поколения, а также вредные влияния, которые необходимо предотвратить |
Специфика |
Исследование среды и ее компонентов изнутри с учетом внешнего «фона» |
Исследование среды и ее компонентов как бы «извне», без выявления внешних и внутренних связей |
Функции |
-познавательная -консолидирующая -контрольно-коррекционная - прогностическая |
- теоретическая идеологическая критическая инструментальная |
Субъекты исследования |
Участники социально-педагогического процесса (педагоги, родители, сверстники и т. д.) |
Социологи |
Уровни исследования |
Микроуровень и личностно ориентированный уровень |
Макроуровень и некоторые направления влияния среды на личность |
Результаты |
Получение сведений является основой социально-педагогической деятельности. Без них невозможно обеспечение эффективной обратной связи, повышение качества личностно ориентированного подхода. |
Новые теории, информация, позволяющая определить тенденцию руководства социально-педагогической деятельностью на макроуровне и направление социальной политики в области образования |
Как уже говорилось, выделяется множество сред, в которых происходит становление индивида. С одной стороны, существует среда природы как физическая реальность, как данность, независимая от индивида. С другой стороны, индивид создает свою среду, «вторую» природу, т. е. культуру. Индивид рассматривается нами не как изолированный субъект, а как представитель определенной социальной группы - нации, этнической общности, субкультуры, профессии, поколения и др. Каждый человек принадлежит к конкретному сообществу людей, следовательно, является носителем культуры, присущей данному сообществу. В то же время следует отметить, что человек неизменно «погружается» во многие социальные сообщества, которые постоянно взаимодействуют, интегрируются. Следовательно, каждый может сочетать в себе принадлежность к нескольким культурам.
Это интересно:
Автоматизированный контроль знаний по методике
уточняющих вопросов
Концепция базируется на автоматизации методики уточняющих вопросов, широко используемой в педагогической практике для выявления глубины знаний обучаемого. Относительная важность задаваемых вопросов определяется их весовыми коэффициентами, учитываемыми при подведении результатов тестирования. При по ...
Формирование связной речи в онто- и дизонтогенезе
Исследованиям развития речи, и в частности связной посвящены многие работы как в области психологии и психолингвистики, нейропсихологии и логопедии. В них рассматривается, в частности, особенности овладения детьми грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказыван ...
Эфферентная моторная афазия
При поражении премоторной зоны возникает эфферентная моторная афазия. Линейная, временная организация движения осуществляется премоторными зонами коры головного мозга. В случае поражения вторичных полей ядерной зоны двигательные навыки нарушаются, при сохранности отдельных движений возникают двигат ...