Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Создавая культуру как вторую среду обитания, человек тем самым выражает свой многогранный творческий потенциал. Многообразие проявлений культуры соответствует многообразию человеческой деятельности. Культура является «сквозной» общественной системой, пронизывающей всё общество, все его сферы и структуры. Культура органически объединяет в человеке его природные и социальные качества и одновременно выступает сферой их реализации. Культура — сложное понятие, относящееся как к материальным (пища, одежда), социальным (организация и структура общества) явлениям, так и к индивидуальному поведению, к репродукции, к организованной деятельности (религия и наука). Различные культуры могут означать разные нации, разные образовательные и возрастные уровни, принадлежность к разным конфессиям и т. д.
Существуют многочисленные определения термина культура и все они валидны для определенных целей. По подсчетам социологов в различных сферах научной деятельности сформулировано более 250 определений культуры. Самое короткое и вместе с тем самое широкое определение предложил американский культуролог и антрополог М. Герсковиц, утверждавший, что «культура - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми» (Hersokovits M., 1966). При таком понимании культуры подчеркивается ее многоаспектность, абсолютная невозможность перечислить все ее составляющие.
Культуру нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. То, что мы действительно можем наблюдать - это различия в человеческом поведении, выражающиеся в деятельности, традициях. Н. М. Лебедева (1999) отмечает, что мы видим проявления культуры, но никогда - ее саму. Мы можем понимать, что под различным поведением лежат культурные отличия, и таким образом изучать культуру. В этом значении культура - отвлеченное понятие, теоретическая сущность, которая помогает нам осознать, почему мы делаем то, что делаем, и разъяснить различия в поведении представителей разных культур.
Как отмечает Н. М. Борытко, человека во взаимодействии с культурой можно рассматривать в трех важнейших отношениях:
- человек усваивает культуру, является объектом культурного воздействия, принимая типические черты, характерные для своей общности;
- человек функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, отстаивает ценности культуры, целостность культуры, в которой протекает его бытие;
- человек создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности, будучи сам субъектом культурного творчества.
В свою очередь, С. В. Щербина (1996) раскрывает возможные варианты отношения со средой, определяемые культурной парадигмой:
- стремление использовать возможности среды,
- стремление добиться гармонии со средой;
- стремление защититься от влияния среды.
Таким образом, человек может выступать и созидателем культуры (культурной среды), и ее представителем, и ее носителем. Культура несет печать творца, эпохи, национальных особенностей, государственного уклада и т. д.
Рассматривая культурную специфику среды, необходимо ввести понятие «поликультурпая среда». Само понятие, по сути, не разработано в науке, хотя в практических исследованиях поликультурная среда явным и неявным образом учитывается как фактор социального окружения человека. Зачастую понятие поликультурной среды используют для целостного описания особенностей сообщества.
Проблеме обучения и воспитания в поликультурной среде также придается огромное значение. Проведено уже несколько международных конгрессов, посвященных этой тематике. Возникла Международная ассоциация преподавателей, занимающихся этой проблемой. ЮНЕСКО поддерживает ряд программ, которые посвящены исследованию путей преодоления межкультурных барьеров.
Вопросы организации образования на принципах поликультурности рассматриваются в ряде работ Е. В. Бондаревской (1997), Г. Н. Волкова (1970,1999), В. В. Макаева, 3. А. Мальковой и Л. Л. Супруновой (1999) и мн.др.
Основу поликультурной среды составляет этноконфессиональное ядро. Но, как отмечал В.Б. Новичков, поликультурность среды включает в себя не только полиэтничность и многоконфессиональность, но и « .сопряженность образцов деятельности в различных сферах социума».
Это интересно:
Условия эффективности профессионально-личностного развития педагога
В конечном счете, суть управления состоит в создании условий для профессионального и личностного саморазвития учителя - носителя нового типа педагогической деятельности. Управлять - значит четко, критериально и зримо предвосхитить и реализовать требуемый тип методического процесса. В нашем случае р ...
Идея свободы и сотрудничества
Мы воспитываем вовсе не примером, как принято считать, а отношением, собеседничеством, сотрудничеством. Педагогика занимается именно вопросами сотрудничества с частью человечества, называемой словом “дети”. Педагогика – наука об искусстве сотрудничества. "Почти все педагоги смотрели на класс с ...
Лингвистические основы формирования словообразовательной стороны речи у
дошкольников
" . Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи" (Л. С. Выгодский).Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному язы ...