Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В результате человек в нынешней ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. В итоге социализация подрастающего поколения чревата такими сложностями, как обретение социальной (этнической) идентичности и сохранение свободы выбора, а тем самым - и возможности индивидуальной аккультурации.
В свою очередь, среда обладает педагогическим потенциалом. Структурными частями педагогического потенциала окружающей среды являются личностные, материальные, духовные и структурные возможности.
Личностные возможности педагогического потенциала среды - это возможности людей, которые специально или неосознанно занимаются педагогической деятельностью, и людей, которые могут быть дополнительно привлечены для этих целей.
Материальные возможности — это вещественные компоненты среды, которые уже есть, и те, которые необходимы и в сложившихся условиях могут быть дополнительно задействованы в процессе воспитания подрастающих поколений. Условно их можно разделить на две группы:
- вещественные компоненты среды, специально созданные и предназначенные для каких-либо педагогических целей (школы, внешкольные воспитательные учреждения, их оборудование и т. д.), и компоненты, несущие другое назначение, в ряде случаев выполняющие педагогические функции (кинотеатры, жилые здания, устройство дворов, даже мебель, одежда, бытовая техника, украшения и т. п.), потому что они также содержат в себе воспитательные, не всегда осознаваемые человеком возможности и вызывают определенные настроения, отношения у людей, которые ими пользуются;
- природные компоненты, которые включают возможности воспитательного влияния естественной природы, существующей, развивающейся и воспроизводящейся без вмешательства человека, и возможности «второй» природы, существование и формирование которой происходит при прямом участии человека.
Духовные возможности среды составляют неовеществленные элементы социальной среды: идеологическая, культурная, нравственная, психологическая атмосфера, складывающаяся на основе взаимодействия самых различных факторов (общественное сознание на макро- и микроуровне, нормы и правила, которыми регулируются поведение людей, знания, национальные традиции, обычаи, праздники, характер направленности и степень доступности литературы, искусства, психологический климат в микрогруппах и т. д.).
Структурные возможности включают в себя способы и формы организации людей, которые предназначены для того, чтобы, связывая воедино человеческие, материальные и духовные педагогические возможности среды, направить их деятельность по реализации различных педагогических задач оптимальным образом (иерархия управления целенаправленной педагогической деятельностью на разных уровнях, степень централизации, свобода субъектов педагогической деятельности в реализации своих функций, характер их взаимосвязи и т. д.).
В основании образовательной стратегии должно быть познание специфики окружающей среды и предвидение различных вариантов ее развития с целью учета и оптимизации использования различных компонентов в процессе формирования подрастающего поколения. Важно, чтобы влияние окружающей среды не шло вразрез с внедряемыми педагогами ценностями, идеалами, принципами. Следовательно, требования к процессу обучения и воспитания в поликультурной среде, т. е. в среде, где дети имеют разные родные языки, относятся к разным по уровню состоятельности и образованности слоям населения и обладают другими существенными различиями, несколько отличаются от общеустановленных требований. Организация образования на принципах поликультурности должна исходить из постулата: «Класс - один, а культур и субкультур в нем много, и все равно интересны, и все необходимы в образовании».
Перед педагогической общественностью стоит задача - помочь подрастающему поколению осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, что любые ценности коренятся в традициях того или иного народа (группы) и являются для него закономерным результатом его опыта, культуры и исторического развития. Как писал М. М. Бахтин (1986), только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, т. к. при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую. Культура создает почву для развития и укоренения многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех своих элементов, а образование дает молодому поколению понимание этих процессов.
Это интересно:
Разработка урока по теории вероятности
Случай, случайность – с ними мы встречаемся повседневно: случайная встреча, случайная поломка, случайная находки, случайная ошибка. Этот ряд можно продолжать бесконечно. Казалось бы, тут нет места для математики – какие уж законы в царстве Случая! Но и здесь наука обнаружила интересные закономернос ...
Опытно-экспериментальная работа развития познавательной деятельности детей
старшего дошкольного возраста на занятиях по немецкому языку
В исследовании использовались программы Хлыбовой Т.Б. (дошкольная программа по подготовке к чтению и письму на немецком языке), Г. Доля (программа по обучению песенного материала с использованием аудиокассет), Гальсковой Н.Д., Глухаревой Е.А. (программа по немецкому языку для дошкольников) и др. Оп ...
Освоении слоговой структуры многосложных слов. Причины
и закономерности слоговой элизии
Л.Б. Есечко показывает, что нарушения слогового состава слова проявляются прежде всего в неправильном воспроизведении слоговой структуры слова - в неумении передать нужное количество слогов. Наблюдаются и более сложные искажения, совмещающие неправильное воспроизведение структуры слова с ошибками в ...