Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Детский практический психолог, работая в школе, имеет дело с детьми разного возраста: с младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст в динамике помочь переходу с одной ступени на другую более выгодную – одна из задач школьного психолога.
Многогранное интеллектуальное и личностное развитие учащихся требует создание оптимальных психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное переживание детьми каждого возрастного периода и тем самым способствующих реализации их индивидуальных творческих потенций.
Л.С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется, его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности существуют как наиболее типичные наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направления развития. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а поэтому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе.
Каждый возрастной период стабильный или критический является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую ступень. Сложность возрастного этапа состоит в том, что он содержит в себе психологические навыки сегодняшнего дня, ценностной смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего.
Именно полноценное развитие каждого возрастного периода подготовят его к переходу его на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.
В основе наиболее благоприятных психолого-педагогических условий лежит реализация в работе с детьми всех возрастов принципа «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) использование этого принципа в разработке психолого-педагогических программ позволяет проектировать тот уровень развития, который школьник может достичь в ближайшее время.
В школе никто не занимается специальной организацией деятельности общения. Поэтому перед педагогом-психологом встает сложнейшая задача: специально организовать ведущую для младшего школьного возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия детей друг с другом, детей и взрослых.
Одно из важнейших решений этой задачи разработка психологом или использование им имеющихся в психологической литературе личностных развивающих программ, способных помочь детям успешно пройти адаптацию к начальной школе, осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха.
Наиболее эффективно реализуются эти программы в групповых формах работы, что объясняется не только той особой ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками, но и широко доказанной сегодня продуктивностью этих форм психологической работы.
По существу, грамотно составленные и профессионально реализованные в группах развивающие программы могут рассматриваться как «как зона ближайшего развития» младших школьников. Здесь важен вопрос о преемственности этих программ в соответствии с основными потребностями возрастного развития.
Поэтому при работе с детьми младшего школьного возраста упор следует делать на пробуждения интереса и развития доверия самому себе, на постепенном понимании своих возможностей, способностей, особенностей характера и пр.
При этом следует помнить, что сам возраст не определяет какого-то стандартного психического развития личности, так как возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными, «в форме индивидуальных вариантов развития» быть может, основной смысл «зоны ближайшего развития», в младшем школьном возрасте состоит в осознании школьниками своей способности усваивать учебный материал, устанавливать контакты с учителем и сверстниками.
Немаловажно отметить трудности, связанные с личностью психолога: только высоко нравственный уровень и личностная зрелость психолога способны создать почву для развития личности и индивидуальности учащихся; только высокий профессионализм психолога позволит ему не навязывать ребенку своих взглядов, не стараться (хотя бы и невольно) воспитать ребенка по своему образу и подобию, а способствовать развитию психологических образований, обеспечивающих возникновение и укрепление собственных взглядов, мнений, оценок, переживаний, отношений и стремлений младшего школьника.
Это интересно:
Методы педагогической антропологии
Метод педагогической антропологии призван: аналитически исследовать человека как воспитателя и воспитуемого; синтезировать данные различных областей человековедения; параллельно осуществлять их педагогическую интерпретацию; опытным и экспериментальным путями изучать многочисленные факты, факторы, п ...
Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих кон ...
Вопросы и их роль в активизации деятельности
учащихся
Преподаватели широко используют вопросы, направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний учащихся. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и часто примёняются на зачетах, экзаменах. Однако роль вопросов в учебном процессе этим не исчерпывается. Путем задавани ...