Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Методист. Кто это и что это? Должность или профессия? Какие функции в образовательном учреждении должен выполнять методист?
Как правило, из-за недостатка кадров и их непрофессионализма методист — «и швец и жнец», т. е. делает все: он и информатор, и аналитик, и разработчик, и организатор в одном лице. В последние годы педагоги все более остро стали ощущать потребность в помощи по технике проведения эксперимента, разработке авторских программ, экспертизе собственных методических: разработок и т.д. Словом, стал формироваться реальный спрос на методиста нового качества, выполняющего новые функции.
В зависимости от функций деятельности методической службы — информационной, аналитической, планово-прогностической, проектировочной, обучающей, организационно-координационной — следует разделять методистов по направлениям деятельности. С этой точки зрения у методиста появляются новые специальности: методист-информатор, методист-аналитик, методист-прогнозист, методист-проектировщик, методист-организатор, методист-координатор и т.д.
Методист сегодня — это не администратор, не представитель власти в учреждении, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение.
Методическая деятельность — это взаимодействие (а не воздействие!) методиста с субъектами обеспечиваемой деятельности; она должна быть востребована и направлена на тех людей, которые считают необходимым взаимодействовать с методической службой учреждения
Исходя из сущностных представлений о методической деятельности, можно сформулировать ведущие задачи методиста:
удовлетворение актуальных потребностей профессиональных педагогов;
формирование новых профессиональных потребностей педагогов, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;
обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск;
создание модели взаимодействия, помогающей педагогу включиться в сотрудничество.
Профессионально значимые качества методиста
1. Качества, позволяющие проводить аналитическую, диагностическую, прогностическую работу, — «открытый интеллект»:
способность решать задачи, требующие открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений;
умение создавать, созидать новое;
способность переходить из своей узкой сферы в смежные или даже отдаленные и решать в них, так сказать, чужие проблемы или вносить предложения, помогающие решению;
способность противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания, и своим собственным устаревшим методам и приемам работы;
умение видеть перспективы изучаемого объекта, на основе ограниченной информации предсказывать его будущее состояние;
способность схватывать объект как одно целое;
способность диалектически (с сохранением всего положительного) отрицать старые системы знания;
способность принимать и преломлять любые идеи, независимо от их источника;
способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах изучаемых явлений.
2. Социальная компетентность:
принятие других такими, какие они есть;
терпимое отношение к ошибкам;
интерес к широкому кругу проблем, к непосредственному окружению;
пунктуальность;
стремление к сотрудничеству;
искренность с собой и другими; социальная совесть.
3. Способность к практическому решению проблем:
отслеживание всех аспектов проблемы;
идентификация связей между идеями;
аккуратность в интерпретации информации;
использование оригинальных источников базовой информации;
принятие точных решений;
усиленная генерация идей;
оптимальные пути постановки программы;
внимание ко всем сторонам аргументации.
4. Вербальные способности:
конструктивное, аналитическое и творческое мышление;
хорошая память на текстовую, зрительную и звуковую информацию;
речь ясная и аргументированная;
умение поддерживать беседу;
учитывание особенностей области познания;
высокая грамотность;
достаточный словарный запас;
широкий круг чтения;
высокая работоспособность.
5. Методические умения:
диагностирование;
целеполагание;
проектирование и разработка программ профессионального роста, изучения и обобщения опыта педагога;
сбор и хранение информации;
разработка методических рекомендаций;
владение техникой экспертизы.
Методист решает вопросы непрерывного образования педагога посредством выявления его творческих возможностей. Он не должен давать вчерашние советы, а призван стать ориентиром в развитии педагога, уметь сотрудничать и вести диалог, раскрывая насущные задачи и объясняя свои действия.
В своей работе методист должен опираться на:
принципы систематизации методических и информационных материалов;
принципы дидактики;
принципы и порядок разработки различных программ, а также методической документации;
Это интересно:
Закономерности целостного педагогического процесса
а) Понятие закономерностей целостного педагогического процесса. Характеристика закономерных взаимосвязей компонентов целостного педагогического процесса Закономерностью в философии называется объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь между явлениями и проц ...
Деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей
Люди в деревне сильно отличаются историей своей индивидуальной жизни и выполняют так много различных функций, что делать какую-то одну функцию более существенной кажется уже не столь само собой разумеющимся. Вместо этого люди в деревне признаются как индивидуальности. Они проявляют себя в своем хар ...
Изучение особенности общения, взаимодействия учителя и детей
Экспериментальная работа по изучению стилевых и ролевых отношений между учителем и учащимися проводилась на базе школы № 19 г. Чистополя, в 3 «А» классе. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 2004 – 2005 учебного года. Количество детей в классе – 25 человек. Из них 10 девочек, 15 ма ...