Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Приобщение ребенка дошкольного возраста к реальной жизни, приближение его к ней – это одна из задач современного общества. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих явлениях общественной жизни, а также преемственностью между первыми образовательными ступенями образовательной системы - детским садом и школой. В связи с этим одной из задач современной педагогики дошкольного детства является обучение детей азам экономики.
Проблема включения экономического образования в систему общего образования рассматривается исследователями недавно. Наряду с такими отраслями образования и воспитания как физическое, трудовое, умственное, эстетическое экономическое выступает как сравнительно молодое. Однако одни из наиболее ранних упоминаний об экономическом образовании детей дошкольного возраста можно проследить уже в работах Коменского Я.А. («Материнская школа»), Макаренко А.С. («Семейное хозяйство»), а также в трудах Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г., Крупской Н.К., Сухомлинского В.А., в практике М. Монтессори.
На современном этапе данная проблема рассматривается в трудах Клариной Л.М., Курак Е.А., Шатовой А.Д., Смоленцевой А.А. Данные педагоги указывают на роль и значимость знакомства детей с окружающей действительностью, в основе которой лежат рыночные отношения. В этих исследованиях поднимаются вопросы формирования у детей экономических представлений (о труде, о деньгах, о профессиях, о бюджете семьи, о качествах человека – хозяина). Показано, что старшие дошкольники учатся оперировать экономическими понятиями (категориями), непосредственно применять их в различных видах деятельности. Результатами этих исследований являются парциальные программы по экономическому воспитанию дошкольников, а так же учебно-методические пособия.
Вместе с тем, как показал анализ теоретических и методических подходов к проблеме экономического воспитания дошкольников ее решение в аспекте нравственного развития детей рассматривается недостаточно.
Нравственная сторона играет особую роль в экономическом воспитании. Одно лишь наличие знаний и представлений об экономике не может говорить о том, что ребенок умеет правильно их применять в жизни. Здесь срабатывает сразу другая сторона - нравственная, которая помогает ребенку разобраться в сложившейся ситуации.
Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск эффективных путей развития личности дошкольника, в том числе и его нравственно-экономического воспитания. Общепризнанным в отечественной дошкольной педагогике и психологии является тот факт, что развитие ребенка осуществляется в процессе его активной деятельности.
Игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника заключает в себе огромные возможности для решения многих воспитательных задач. Влияние игры на становление личности дошкольников подтверждается многими психологами и педагогами (Козлова С.А., Леонтьев, Эльконин Д.Б, Усова А.П. и др.). В связи с этим игровая деятельность должна быть основной в формировании качеств, играющих большую роль в развитии личностной сферы ребенка.
Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить противоречия в исследуемой проблеме, суть которых состоит:
в значимости экономического воспитания и образования детей 6-7 лет на современном этапе и недостаточном внимании к содержанию работы по нравственно-экономическому воспитанию; отсутствием системы и последовательности работы по данной проблеме;
в потенциальных возможностях различных видов игровой деятельности и недостаточном их использовании в традиционной практике дошкольного образования для решения задач нравственно-экономического воспитания детей 6-7 лет.
Важность проблемы нравственно-экономического воспитания детей 6-7 лет, поиска наиболее оптимальных путей ее решения и обусловили выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: поиск эффективных педагогических условий нравственно-экономического воспитания детей 6-7 лет в игровой деятельности.
Объект исследования: педагогический процесс, направленный на нравственно-экономическое воспитание детей 6-7 лет.
Предмет исследования: педагогические условия нравственно-экономического воспитания детей 6-7 лет в игровой деятельности.
Гипотеза исследования: процесс нравственно-экономического воспитания детей 6-7 лет будет эффективным, если:
Содержание нравственно-экономического воспитания будет доступно освоению детьми 6-7 лет и будет включать три основных блока: экономические представления, нравственно-экономические качества, проявление нравственно-экономической воспитанности в практике поведения.
Система игр будет включать разные виды игровой деятельности и обеспечивать постепенное накопление детьми содержания представлений о нравственно-экономических нормах и способов поведения в соответствии с этими нормами;
Будут созданы условия для нарастания субъектной позиции ребенка в игровой деятельности нравственно-экономического содержания.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретическую литературу по проблеме нравственно-экономического воспитания детей 6-7 лет.
Выявить особенности нравственно-экономической воспитанности детей 6-7 лет.
Разработать педагогическую технологию нравственно-экономического воспитания детей 6-7 лет в игровой деятельности.
Использована комплексная методика исследования, включающая анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент, наблюдение, беседы; метод математической обработки данных.
Практическая значимость исследования:
Разработана и апробирована система игр, обеспечивающая поэтапное нравственно-экономическое воспитание детей 6-7 лет;
Предложена методика педагогической диагностики нравственно-экономической воспитанности детей.
Это интересно:
Психологические аспекты использования современных информационных технологий
Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают в настоящее время особую актуальность. Применение компьютеров в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные сто ...
Комплекс приемов работы с видеофильмом для развития лексических умений
аудирования и основные рекомендации по его использованию
На основе теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы по проблеме использования аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку, и, учитывая то, что их использование на занятиях является эффективным средством развития умений аудирования, мы разработали комплекс приемов ...
Синдром гиперактивности с нарушением внимания. Основные
проявления и причины возникновения
Синдром дефицита внимания/гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации ...