Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Констатирующий эксперимент был проведен в ДОУ № 72 г.Сыктывкара, с детьми подготовительной группы. В исследовании приняли участие 15 воспитанников.
Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности нравственно-экономической воспитанности детей подготовительной группы.
В соответствии с целью констатирующего эксперимента нами были проведены следующие задачи:
1. Выявить особенности экономических представлений у детей 6-7 лет.
2. Выявить особенности представлений детей 6-7 лет о нравственно – экономических нормах.
3. Выявить особенности умений детей строить свое поведение в соответствии с нравственно-экономическими нормами.
4. Проанализировать практику работы ДОУ по проблеме формирования нравственно-экономической воспитанности у детей подготовительной группы.
Для решения данных задач использовался многосерийный эксперимент.
1 задача констатирующего эксперимента была направлена на выявление особенностей экономических представлений у детей подготовительной группы.
Для решения задачи мы использовали метод – индивидуальной беседы. Нами была разработана серия вопросов. Вопросы составлялись на основе программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и … экономика», учебно-методического пособия А.А. Смоленцевой «Введение в мир экономики или Как мы играли в экономику».
Беседа включает следующие вопросы:
Что получают взрослые за свой труд? (Зарплату).
Зачем людям нужны деньги?
Что такое товар?
Что можно сделать с любым товаром?
Что такое цена?
Кого можно назвать экономным человеком?
Что означает быть бережным?
Какие профессии ты знаешь?
Кто должен трудиться? Только взрослые должны трудиться или дети и взрослые должны трудиться?
В зависимости от степени выраженности детям выставлялись баллы:
3 балла – прослеживается яркая выраженность критерия; ребенок самостоятельно дает полный правильный ответ на вопрос. Дает точное пояснение понятию.
2 балла – экономические представления сформированы, ребенок дает правильный ответ, но не может обосновать ответ. Вместо определения понятия, перечисляет его компоненты; не до конца точно характеризует понятие.
1 балл – экономические представления не выражены, ребенок не отвечает на вопросы, дает не правильный ответ.
Следующей задачей констатирующего этапа было выявление особенностей представлений детей о нравственно- экономических нормах у детей 6-7 лет.
Для решения этой задачи мы использовали также метод индивидуальной беседы. Нами была разработана серия ситуаций, вызывающих положительные или отрицательные чувства у детей. Каждая из ситуаций отражает бережное (не бережное) или экономное (не экономное) поведение. Ситуации составлены на основе практического пособия Смоленцевой А.А. « Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок»,2006. Детям необходимо было определить хорошо или плохо поступают дети и пояснить свой ответ.
Детям были предложены следующие ситуации:
Мальчик ремонтирует книгу.
Мальчик вырывает страницу из книги.
Девочка бросает игрушку.
Девочка вышла из комнаты и не выключила свет.
Девочка, выходя из комнаты и, убедившись, что в ней никого нет, выключила свет.
На витрине магазина представлены товары без ценников.
Родители с дочкой пошли в магазин за телевизором. Лишних денег у них не было. Девочка увидела красивое платье и стала просить его купить.
В соответствии с указанным выше пособием мы выделили критерии оценки:
3 балла – представления о нравственно-экономических нормах четкие, ясные, ярко выражены; ребенок самостоятельно дает полный правильный ответ на вопрос, поясняет возможные последствия поведения.
2 балла – представления выражены слабо, ребенок дает правильный ответ, но не может его пояснить.
1 балл – представления о нравственно-экономических нормах не выражены, ребенок не отвечает на вопросы, дает не правильный ответ.
Для решения 3 задачи констатирующего этапа исследования нами были изучены 2 сферы проявления.
Основные методы исследования: наблюдение за детьми в повседневной жизни детского сада, а также анкетирование родителей (Приложение …). Данные методы исследования позволили нам выявить особенности нравственно- экономической воспитанности у детей 6-7 лет.
Это интересно:
Общее положение учебной программы. Структура учебной программы 1-4 классов
Общее среднее образование должно обеспечивать условия для интеллектуального, социального, морального и физического развития учащихся, воспитание гражданина-патриота, а в стратегическом плане — заложить базис для формирования демократического общества, признающего образованность, воспитанность, куль ...
Методика проведения речевого обследования детей с ФФНР
Некоторые приемы проверки состояния звукопроизношения. предложенные М.Ф.Фомичевой, Т.В.Вологовец, Е.Н.Кутеповой. Ребенка просят: - услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля); ...
Социологические исследования
В нашей стране получили широкое развитие социологические исследования. Пожалуй, нет такой отрасли общественной науки, которая бы не обращалась к данным таких исследований. Нет необходимости говорить о важности социологических исследований, отметим лишь то, что они позволяют получить, так сказать, « ...