Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Детская игра – это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Игра направлена на ориентировку в предметной и социальной деятельности и ее познание. Она является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности, и по содержанию.
Значение игры в развитии ребенка подтверждается всеми ведущими психологами: Элькониным Д.Б., Давыдовым В.В., Леонтьевым А.Н., Лисиной М.И., Запорожцем А.В. и др.
Крупская Н.К., Макаренко А.С., а затем многие педагоги и психологи (Менджерицкая Д.В., Чирков А.В., Жуковская Р.И., Саморукова П.Г., Римбург Р.М., Люблинская А.А., Усова А.П.) углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.
Было выявлено, что любая игра «обучает» и «воспитывает», то есть несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал, в этом и заключается ее главная роль.
Игра для ребенка – подлинная жизнь. И если воспитатель организует ее разумно, он получает возможность влиять на детей. А.П. Усова отмечала: «Правильно организовать жизнь и деятельность детей – значит правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлен в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребенок здесь не учится жить, а живет своей жизнью».
У игровой деятельности множество функций:
игра помогает ребенку реализовать эмоциональные познавательные потребности;
расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте;
пробуждает творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметом, явлениям;
помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий.
Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию игровой деятельности с целью ознакомления дошкольников с экономикой, в частности в нравственно-экономическом воспитании.
Необходимость выделения игровых методов возникла исходя из особенностей детей дошкольного возраста. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, всю работу по экономическому воспитанию исследователи предлагают выстраивать в игровой форме (Смоленцева А.А., Кларина Л.М., Шатова А.Д., Курак Е.А. и др.).
Козлова С.А. Куликова Т.А. выделили классификацию методов, в которой игровые методы занимают отдельное место:
наглядные методы;
практические методы;
словесные методы;
игровые методы и приемы.
Авторы классификации отмечают важную роль игровых методов: «Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями».
Несмотря на то, что ситуация игры – ситуация условная (« как будто я папа, иду на работу, покупаю продукты» и т.д.), дети постоянно закрепляют знания о жизни людей, их труде в повседневных играх (творческих, сюжетно-дидактических, дидактических и др.). Ежедневные игры с игрушками и другими игровыми материалами закономерно считать источником усвоения детьми целого ряда экономических понятий, в том числе и усвоение, правил обращения с ними.
Но обратимся к игровым методам, предложенным авторами программ, а также педагогами-практиками, работающими по внедрению экономического воспитания в работу с детьми старшего дошкольного возраста.
При исследовании программ мы обнаружили явное преобладание среди других игр – дидактических, в том числе сюжетно-дидактических.
Данные игры используют все исследователи: Рыльцова Л., Кларина Л., Савкусанова Л., Парфенова Т., Клюшина Н., Нарушева Г., Курак Е., Шатова А., Смоленцева А. и др (См. приложение )
Дидактическая игра – это вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи.
Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Первые строятся на основе автодидактизма и самоорганизации детей. Вторые организуются и проводятся взрослыми и без них не существуют.
Для дидактической игры, как и для любой игры с правилами. Характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания, помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно (автодидактизм – Усова А.П.). Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению.
Это интересно:
Проблемы управления качеством образования
Проблемой управления качеством образовательных услуг ДОУ и дошкольного образования в целом занимаются многие современные исследователи: К.Ю. Белая, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, П.И. Третьяков и др. Однако конкретных механизмов ее решения в детском саду наукой пока не разработано, поэт ...
Методы воспитания: сущность, история использования
В «Словаре русского языка» слово «метод» объясняется как совокупность одноцелевых и однотипных приемов. Н.И. Болдырев в книге «Методика воспитательной работы в школе» раскрывает метод как путь или способ достижения поставленной цели. В авторитарной педагогике методы обучения трактовались как методы ...
Формирование социально-бытовых навыков в условиях детского сада
На четвертом году жизни у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координированнее становятся движения. Дети начинают овладевать умениями действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому. В младш ...