Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
«Экономика» буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Очевидно, что «искусство ведения домашнего хозяйства» предусматривает и заботу об этом «хозяйстве», его охрану и защиту. Следовательно, уже начиная с дошкольного возраста детям необходимо давать знания о том, что является залогом правильного «ведения хозяйства», а не только формировать представления об экономических категориях. То есть необходимо познакомить детей с взаимоотношениями экономических и этических категорий: «труд», «деньги», «стоимость», «цена», с одной стороны, и нравственными – «бережливость», «честность», «экономичность», «достоинство», «щедрость» - с другой.
К сожалению, эти базисные экономические качества, присущие человеку – хозяину, с каждым годом теряют свой авторитет среди молодёжи. В связи с чем, встаёт вопрос о повышении эффективности нравственно-экономического воспитания детей начиная с дошкольного возраста.
Под «нравственным воспитанием» понимается целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами общественной морали.
По данным психологов (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский), на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни – миром человеческих отношений и предметным окружением. Именно в этот период происходит скачёк в становлении личности, её базовых психологических оснований. Деятельность ребёнка в системах «ребёнок – общественный предмет» и «ребёнок – общественный взрослый» представляют единый процесс, в котором формируется личность ребёнка.
По данным исследований, включение дошкольников в более сложные, общественно оцениваемые виды деятельности протекает успешнее, если выделить в них с самого начала нравственную сторону, так как включение в деятельность – это приобщение к делу, которое имеет свою цель, достижение которого приносит пользу, как субъекту деятельности, так и другим людям, обществу в целом.
Как известно, развитие сознания и деятельности взаимообусловлены. Формируясь в деятельности, сознание затем и проявляется в отношении человека к деятельности, направляет её, делает целесообразной, мотивированной (Л.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Существует тесная связь всех сторон воспитания в процессе развития личности. Более того, обоснована и взаимосвязь нравственного, трудового и экономического воспитания. Стержневым в этой взаимосвязи сторон является нравственное воспитание. Именно его выдвигал В.Г. Белинский на первый план, раскрывая задачи разумного воспитания. По его мнению, мерила нравственности не слова, а практическая деятельность: «сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая».
На этапе дошкольного детства, когда формируются основные индивидуально-психологические особенности ребёнка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.
Сасова И.А., Васильев Ю.К., Шемякин Б.П. и др. определили, что уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо воспитание чувства хозяина с присущими ему качествами экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость). Поэтому, говоря о важности воспитания качеств, соответствующих образу «человек – хозяин», необходимо отметить линию взаимосвязи экономического и нравственного воспитания. Шатова А.Д. впервые в своей книге подняла вопрос о нравственно-экономическом воспитании детей, ссылаясь на трактовку этого понятия Амендом А.Ф.
Аменд А.Ф. и его ученики попытались объединить эти 2 вида воспитания и выделить личностное качество, к формированию которого они стремятся – это нравственно-экономическая воспитанность.
Под «нравственно-экономической воспитанностью» понимается интегративное качество личности, выражающееся в способности учащихся участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы, а также в готовности к достижению собственных экономических целей и успеха с учётом нравственных ценностей.
Это интересно:
Особенности использования игр в 1 классе
Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, пост ...
Диагностика навыков внеситуативно-личностного общения старших дошкольников
с ЗПР
После анализа психолого-педагогической литературы нами была проведена опытно-экспериментальная работа с целью изучения и формирования навыков внеситуативно-личностного общения у старших дошкольников с ЗПР. Исследование проводилось в 2005-2006 учебном году в детском саду с.Даурия. В нем приняли учас ...
Общее положение учебной программы. Структура учебной программы 1-4 классов
Общее среднее образование должно обеспечивать условия для интеллектуального, социального, морального и физического развития учащихся, воспитание гражданина-патриота, а в стратегическом плане — заложить базис для формирования демократического общества, признающего образованность, воспитанность, куль ...