Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Даша Р.: "А что, белки разве едят семечки?"
Педагог: "Оказывается едят. Саша ведь нам рассказал".
Педагог: "Где еще можно увидеть белок?"
Андрей М.: "А я видел по телевизору".
Даша Р.: "В лесу".
Саша П.: "Есть мультик "Спасатели животных".
Педагог: "Вот видите, многие видели живых белок. А теперь мы с вами узнали, что едят белки".
Затем снова продолжили чтение книги.
2. Занятие, основанное на рассматривании сюжетных картинок (внеситуативно-личностная форма общения). Дети вместе со взрослым рассматривали и обсуждали картинки. На одной из картинок изображено, что мальчик с девочкой случайно во время игры в мяч разбили вазу. На остальных картинках – разные варианты окончания этой истории.
Педагог: "Мы рассматривали с вами картинки. Подумайте, кто-нибудь из вас попадал в похожую историю, когда случайно что-нибудь сломал, разбил?"
Ира Б.: "Бабушка дала мне поесть. Я все съела. Несу, несу и нечаянно разбила".
Педагог: "Ты, наверное, случайно это сделала?"
Ира Б.: "Да, нечаянно".
Педагог: "А ты рассказала бабушке, что случилось?"
Ира Б.: "Да, рассказала честно".
Лена С.: "А бабушка тебя ругала?"
Ира Б.: "Нет, не ругала".
Педагог: "Ребята, как вы думаете, Ира честно поступила?"
Алеша А.: "Честно, она ведь сказала правду".
Педагог: "Да, Ира молодец, что не стала никого обманывать".
Настя С.: "А я пила из носика графина. Понесла маме. Вижу Кешу. Выпустила графин и он разбился. А я сказала маме, что это Кеша разбил".
Сережа Т.: "А мама что сказала?"
Настя С.: "Что Кешу накажет. А я маме и говорю, что я пошутила. Это я разбила".
Педагог: "Честно поступила Настя?"
Сережа Т.: "Честно, она ведь сказала потом правду".
Педагог: "Получается, что у нас все ребята честные! Молодцы! А как вы думаете, что такое честность?
Ира Б.: "Нужно говорить правду".
Сережа Т.: "Злой человек хочет соврать".
Таким образом, в заключительных этапах было отмечено значительное повышение уровня коммуникативной деятельности в ситуациях, моделирующих внеситуативные (внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную) формы общения со взрослым. Благодаря помощи взрослого и в ходе контактов с ним создавались условия для упражнения детей в общении со взрослым на более высоком уровне, т.е. подготавливался переход детей к внеситуативным формам общения.
Рассмотрим, какие изменения произошли у испытуемых экспериментальной и контрольной групп в заключительных этапах по сравнению с опытами исходного этапа.
Как уже отмечалось, в экспериментальную группу вошли 8 детей, у которых в констатирующем эксперименте преобладала ситуативно-деловая форма общения. В контрольную группу вошли 6 детей, у которых на 1 этапе эксперимента была зафиксирована ситуативно-деловая форма общения как ведущая форма общения со взрослым. И один ребенок, находящийся на переходном этапе от ситуативно-деловой к внеситуативно-познавательной форме общения.
К моменту заключительного, контрольного опыта положения в экспериментальной группе резко изменилось. У 6 человек как ведущая была зафиксирована внеситуативно-познавательная форма общения. У двоих детей этой группы, испытывающих самые большие трудности в процессе обучения, ведущей по-прежнему осталась ситуативно-деловая форма общения. Однако при этом значительно увеличились количественные показатели во всех ситуациях общения. В то же время у детей из контрольной группы таких ярких изменений не наблюдалось. У 5 детей по-прежнему преобладала ситуативно-деловая форма, а у двоих ведущей оказалась внеситуативно-познавательная форма общения (оба воспитанника подготовительной группы). Как и на 1 этапе, ни у кого из детей обеих групп не была выявлена внеситуативно-личностная форма общения со взрослым у детей экспериментальной и контрольных групп на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Это интересно:
Законы воспитания педагогической антропологии
Среди важнейших законов, сформулированных современной педагогической антропологией, назовем следующие. Закон единства, целостности, неразрывности воспитания. Он отражает системность и амбивалентность человека. Речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, ценностной, физической и ...
Лекционно-семинарская система обучения географии в школе
Лекционно-семинарскую систему обучения географии лучше практиковать в 9-10-х классах, а отдельные ее элементы в 6-8-х классах. Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников нужн ...
Методические средства, направленные на развитие логического
мышления младших школьников при изучении конкретного смысла действий сложения и
вычитания
В основу методики математического развития ребенка легло требование реализации моделирующей деятельности с математическими понятиями и отношениями. Главным принципом этого требования является преимущественное использование модельного подхода к обучению. Этот принцип позволяет осуществлять математич ...