Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
В обычной жизни у человека, не понимающего себя, не знающего сильные и слабые стороны своего характера, а тем более не умеющего общаться с другими людьми, могут возникать весьма серьезные проблемы. Изменившиеся условия жизни заставляют его отказываться от многих привычек, ломают сформированные ранее стереотипы, которые еще совсем недавно помогали успешно справляться с различными затруднениями. Неподготовленному человеку очень трудно в этой ситуации решать возникшие проблемы без "потерь", нервных срывов и даже заболеваний. Часто это происходит из-за того, что он боится обратиться за помощью к своим близким, знакомым, окружающим людям, так как просто не умеет общаться или боится широкого общения.
Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы (А.С.Прутчнков).
Нарушение общения у детей может возникать по различным причинам.
Нарушения общения могут быть вызваны и так называемыми невротическими расстройствами, которые обусловлены более или менее тяжелой психотравмирующей ситуацией и в связи с этим боязнью общения из-за страха повторных психических травм.
Нарушение общения у детей может наблюдаться при поражениях нервной системы, обусловивших недостаточность речи и слуха, как правило, при отсутствии современной диагностики и коррекции этих дефектов.
Наконец, трудности общения могут наблюдаться у ребенка с тяжелыми формами депривации: воспитания в условиях, препятствующих развитию человеческих особенностей психики.
Чаще всего жалобы родителей отражают эмоциональные особенности таких детей; их стремление уйти от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса к окружающему миру, пассивность, пугливость, а также нарастающую с возрастом задержку речевого и интеллектуального развития, трудности приспособления к быту и усвоения социальных навыков.
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Большое значение придается проблеме психологической подготовки детей к школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как центральное звено когнитивного волевого развития ребенка. В последние годы отечественные исследователи уделяли большое внимание проблеме общения нормально развивающихся дошкольников . Однако до сих пор, несмотря на значимость проблемы, недостаточно изучены особенности общения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (Д.И. Аугене, Ж.Н.Головина, Е.С. Сленович, не разработана система работы по развитию общения.
На сегодняшний день в воспитании детей с задержкой психического развития, при определенной несформированности у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия.
За прошедшие годы в отечественной дефектологии и специальной психологии многие аспекты задержки психического развития были основательно разработаны в теоретическом отношении и внедрены в практику образования. В международной же классификации болезней Всемирной Организации Здравоохранения задержка психического развития получила название "Специфические расстройства развития школьных навыков" и рассматривается только как учебная проблема. Такой узкий подход не способствует научному раскрытию всей сложности проблемы задержки психического развития.
Проблемой исследования является изучение вопроса о том, возможно ли использование социально-психологического тренинга с дошкольниками с задержкой психического развития и на сколько эффективен этот метод при формировании у них навыков внеситуативно-личностного общения.
Объект исследования: внеситуативно-личностное общение старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: возможности использования элементов социально-психологического тренинга при формировании навыков внеситуативно-личностного общения старших дошкольников с ЗПР.
Цель исследования: изучить возможности использования элементов СПТ при формировании навыков внеситуативно-личностного общения старших дошкольников с ЗПР.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования элементов СПТ при формировании навыков внеситуативно-личностного общения старших дошкольников с ЗПР.
2. Рассмотреть понятия внеситуативно-личностное общение и его особенностей у старших дошкольников с задержкой психического развития.
3. Проанализировать технологи поведения СПТ и возможности его использования в качестве средства формирования навыков внеситуативно-личностного общения старших дошкольников с ЗПР.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по диагностике и формированию навыков внеситуативно-личностного общения старших дошкольников с ЗПР с использованием элементов социально-психологического тренинга.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; обобщение; эмпирические: беседа, наблюдение.
Это интересно:
Результаты контрольно-педагогических испытаний школьников первого класса
В исследованиях принимали участие 29 первоклассников из экспериментальной группы (14 мальчиков и 15 девочек) и 36 - из контрольной (17 мальчиков и 19 девочек). Экспериментальная группа делилась на три подгруппы с учетом физического развития. В первую подгруппу (уровень "ниже среднего") во ...
Влияние оценочной деятельности на формирование
учебно-познавательной мотивации
Возможность целенаправленного формирования и развития мотивов человека остаётся мало изученным вопросом в отечественной и зарубежной психологии. Важность этой проблемы обусловлена взаимосвязью вопроса о развитии мотивов и потребностей с вопросом о развитии личности в целом. Тип личности, мотив и мо ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с
нарушением интеллекта
Прежде чем остановиться на описании речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей. Ощущения и восприятия. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими псих ...