Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
У большинства воспитанников контрольной группы желательная длительность опыта, как и на этапе констатирующего исследования оказалась максимальной при игре. Они с большой неохотой оставляли занятия с игрушками, когда им предлагали перейти к чтению книги или беседе с экспериментатором. Только у двоих детей из контрольной группы длительность ситуации оказалась максимальной при чтении книг обоим на этом этапе оказалась свойственна внеситуативно-познавательная форма общения).
На заключительном этапе мы снова проанализировали все речевые высказывания детей из обеих групп и сравнили их с данными, полученными нами на 1, констатирующем тапе исследования. Выяснилось, что речевые высказывания испытуемых экспериментальной группы значительно изменилось, как количественно, так и качественно, что нельзя сказать об изменениях, произошедших в высказываниях детей из контрольной группы. Остановимся на этом подробнее.
У участников экспериментальной группы на третьем этапе исчезла наблюдавшаяся во время исходных, констатирующих исследований, резкая разница в количестве речевых высказываний в ситуациях, моделирующих разные формы общения со взрослым. Так, на этом этапе больше всего дети говорили во время личностной беседы с педагогом.
Полученные нами данные представлены в таблице 6.
Таблица 6 Количество речевых высказываний старших дошкольников в разных ситуациях общения после обучения (в %)
Группа |
Экспериментальная |
Контрольная | ||
Ситуация |
после обучения |
До обучения |
после обучения |
До обучения |
Ситуативно-деловая Внеситуативно-познавательная Внеситуативно-личностная |
31,5 32,3 36,2 |
60,5 28,8 10,7 |
48,0 37,9 14,1 |
56,3 31,9 11,8 |
На долю внеситуативно-личностной ситуации общения приходятся 36,2% всех высказываний, что на 25,5% больше, чем было на констатирующем этапе. Несколько больше дети говорили и во время чтения. На долю этой ситуации на контрольном этапе пришлось 32,2% всех речевых высказываний, т.е. этот показатель вырос на 3,5%. А вот в ситуативно-деловой ситуации общения дети стали говорить меньше, чем в двух других случаях, и количество высказываний, приходящихся на нее упало (60,5% до 31,5% / на 29%).
В контрольной группе дети по-прежнему больше всего говорили во время игры (48% всех высказываний). Немного возросло количество речевых высказываний во внеситуативно-познавательной ситуации общения. Теперь этот показатель равен 37,9%. Меньше всего дети говорили во время личностной беседы (14,1% всех высказываний).
На контрольном этапе у детей, участвовавших в формирующих опытах, значительно возросла доля внеситуативных высказываний. Теперь они составляют 49%, что на 30,1% больше, чем это было на этапе констатирующего исследования. В контрольной же группе этот показатель вырос всего на 4,1% и составил 24,8% всех высказываний. Данные о ситуативности речевых высказываний детей после формирующего опыта отражены в таблице 7.
Таблица 7 Ситуативность речевых высказываний старших дошкольников с ЗПР после обучения (в %)
Характер высказываний |
Ситуативные |
Внеситуативные | ||
Группа |
после обучения |
До обучения |
после обучения |
До обучения |
Экспериментальная |
51 |
81,1 |
49 |
18,9 |
Контрольная |
75,2 |
79,3 |
24,8 |
20,7 |
Это интересно:
Проблемы гражданского и
патриотического воспитания
Патриотизм является гражданской позицией человека. Гражданин обязан выполнять как конституционные законы, так и профессиональные обязанности, тем самым способствуя процветанию своего государства. Недооценка патриотического воспитания в современных условиях имеет явно негативные последствия. Развити ...
Игра как средство воспитания дошкольников
Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторны ...
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы
Практическая реализация активных методов, направленных на стимулирование познавательной активности младших школьников На основе выдвинутой нами гипотезы с учётом результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы был разработан и проведён формирующий этап. Цель формирующего этапа опы ...