Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Изменился также и характер беседы. Теперь не было необходимости постоянно задавать вопросы испытуемым, чтобы они могли высказать свое мнение. Достаточно стало попросить об этом ребенка, и он вступал в беседу. Так, Саша П. после чтения книги о собаках по просьбе экспериментатора рассказал, что у него живет собака, что она любит играть с ним, умеет давать лапу и приносить палку.
На этих занятиях у детей проявляется интерес не только к словам взрослого, но и к сверстникам. Они меньше отвлекались от общей беседы и стали даже задавать друг другу и взрослому вопросы с целью уточнить что-то.
Теперь во время бесед появилась реальная возможность перейти от конкретных фактов к более отвлеченным темам. Так, на одном занятии дети стали рассказывать, каких людей они считают добрым, что такое добрый человек, что он делает и как себя ведет в разных ситуациях. Во время же другого занятия после чтения книги о собаках дети стали делиться своими знаниями о том, где и как могут помочь человеку собаки и кошки. И все же в большинстве случаев их высказывания сводились к простой констатации фактов из опыта собственной жизни, мультфильмов или книг.
На заключительных занятиях обоих типов дети вели себя значительно увереннее. Повысился уровень их инициативности. Ста П., например, принес из дома книгу о машинах и предложил ее почитать на занятии.
Во время чтения и обсуждения книг дети, особенно воспитанники подготовительной группы, задавали много познавательных вопросов, с интересом выслушивали ответы взрослого. Больше стало и оценочных высказываний. Дети стали выступать инициаторами бесед. Так, после чтения и просмотра книги о зоопарке. Ира Б. высказала желание рассказать о зоопарке, который она посетила летом. А Сережа Т. захотел пересказать содержание фильма, в котором снимались разные животные, после того как взрослый прочитал книгу о том, как снимают в фильмах животных.
На последних занятиях дети больше говорили, причем почти у всех было желание принять участие в беседе, они перебивали друг друга, и взрослому приходилось организовывать беседу, направлять ее и давать возможность высказаться всем желающим.
Третий, заключительный, этап – контрольный эксперимент состоял в выявлении изменений, происшедших у детей после занятий, основанных на организации познавательного и личностного общения. С этой целью были повторены опыты и наблюдения констатирующего этапа по установлению у детей обеих групп (экспериментальной и контрольной) ведущих форм и средств общения.
На заключительных занятиях чаще и легче происходил переход от простой констатации фактов к рассуждению на абстрактные, отвлеченные темы. Однако инициатором такого перехода являлся педагог. Большинство самостоятельных высказываний детей по-прежнему были связаны с констатацией конкретных фактов, имевших место в жизни, мультфильмах, описанных в книгах.
В качестве примера приведем фрагменты занятий по формированию внеситуативных форм общения.
1. Занятия, основанное на чтении книги (внеситуативно-познавательная форма общения) взрослый читал детям книгу П. Чарушиной "На все лапы мастера" о разных животных.
Педагог: "А вы видели белок?"
Паша К.: "Я ходил с папой и мамой в лес за грибами".
Педагог: "А что они делали?"
Паша К.: "Искали грибы".
Саша П.: "А я тоже видел белок в парке".
Педагог: "А что они делали?"
Саша П.: "Скакали по деревьям".
Педагог: "Ты их сам заметил?"
Саша П.: "Папа одну показал, другую мама, а потом я сам видел".
Лена С.: "А вы их кормили?"
Саша П.: "Да".
Педагог: "А чем вы их кормили?"
Педагог: "Саша, они у вас брали с рук еду?"
Саша П.: "Да, они ели с руки".
Паша К.: "А у меня одна брала с носика".
Это интересно:
Пути и средства трудового обучения в разработке Сухомлинского
В. А. Сухомлинский огромное значение придавал трудовому обучению ребенка. «Общественная значимость производительного труда, говорил он, определяется тем, насколько законченной, завершенной является та или иная конкретная работа. Есть школы, в которых воспитанники трудятся немало, но воспитательная ...
Особенности развития творческих способностей у младших школьников
Говоря о развитии способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные временные рамки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самог ...
Речевые нарушения у больных, перенесших инсульт
Различают две основных разновидности мозгового инсульта: геморрагический и ишемический. Для геморрагического инсульта характерны такие кровоизлияния как паренхиматозное, кровоизлияние в мозговой ствол, кровоизлияние в полушарии мозжечка, субарахноидальные кровоизлияния, внутрижелудочковые кровоизли ...