Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Проделанная исследовательская работа показала необходимость развития двух направлений психолого-педагогической деятельности по развитию учебной мотивации младших школьников:
– коррекционного;
– активизирующего.
Первое направление связано с работой с группой детей, чье отношение к учебной деятельности не сформировано или негативно. Второе направление связано с постоянной необходимостью поддерживать высокий уровень познавательного интереса школьника к учебному содержанию.
В этой связи нами предложены следующие способы реализации каждого из направлений развития учебной мотивации младших школьников:
1. Коррекция. Данное направление должно реализовываться психологом в ходе индивидуальной работы с ребенком в течение 15–20 минут 1–2 раза в неделю до повышения уровня развития показателей внутренней и познавательной мотивации, выявляемого с помощью диагностических методик.
– Развитие целеустремленности
Задача: помочь ребенку осознать события в собственной жизни (в том числе и учебные), и представить, какие достижения он хотел бы иметь в будущем.
Средство реализации: упражнение «Линия достижений». Описание упражнения представлено в Приложении 10.
Суть упражнения состоит в том, чтобы найти позитивные ресурсы в личном жизненном опыте ребенка и использовать их для формирования запросов к самому себе, постановки целей в учебной деятельности в будущем.
Возможны и другие варианты упражнений, направленных на развитие целеустремленности.
– Увеличение эмоциональной привлекательности
Задача: соотнести индивидуальные представления о добре, красоте, совершенстве с планируемым достижением.
Суть упражнения состоит в том, чтобы ребенок соотносил важность целеполагания не только с социальной необходимостью, но и с ее эмоциональной привлекательностью. Развитие этой привлекательности – одна из задач упражнения.
Возможны и другие варианты упражнений, направленных на развитие эмоциональности. Необходимо понимать, что эффективность подобной работы зависит от ее комплексности и систематичности. Комплексность означает совместную работу по повышению уровня учебной мотивации учителей-предметников, классных руководителей, психологов, и, конечно же, родителей.
Последним будет нелишне проконсультироваться с психологом и определить причины снижения уровня учебной мотивации, то, каким образом они лично могут повысить этот уровень и поддерживать его на стабильно высоком уровне.
2. Активизация мотивации, развитие познавательного интереса
Практически все дети имеют мотивы, связанные с успешным обучением в школе. Однако далеко не каждый ребенок осознанно ставит конкретные цели своего обучения. Обычно цели урока, темы или предмета сообщает учитель, а для ученика они остаются чем-то внешним, он достигает их в силу привычки учиться, выполняет распоряжения педагогов и наставления родителей.
Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
В качестве подобных форм и приемов могут выступать:
– Приём «Фантастическая добавка». В его основе – добавление к обычному учебному заданию нестандартного описания, формулировок, обстановки и пр.
– Приём «Удивляй». В основе приема – использование в ходе занятия нестандартных фактов, которые можно использовать в содержании.
– Прием «Отсроченная отгадка». Чтобы ученик мог комфортно переносить разрывы между учебными занятиями и быстро встраиваться в учебный процесс нужно использовать связующее звено, способное поддерживать интерес к будущему занятию долгое время. В качестве такого звена может выступать и нестандартное задание, загадка и пр.
Это интересно:
Специфика музыкальной работы в детском доме для умственно отсталых
детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей
Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями (см. схему). Основной формой музыкального образования являются уроки пения и музыки. Они преподаются с подготовительного по I ...
Проблемы управления качеством образования
Проблемой управления качеством образовательных услуг ДОУ и дошкольного образования в целом занимаются многие современные исследователи: К.Ю. Белая, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, П.И. Третьяков и др. Однако конкретных механизмов ее решения в детском саду наукой пока не разработано, поэт ...
Методики изучения детской одарённости
Одними из применяемых в педагогической практике для исследования личности диагностических процедур являются тесты интеллекта. Подобные тесты представляют совокупность заданий, выполнение которых не требует специальных знаний, умений, навыков (как правило) и позволяет оценить общий уровень интеллект ...