Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Индивидуальный метод – главный психолого-педагогический тезис, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности всякого ребенка.
Индивидуальный метод нужен по двум причинам: во-первых, он обеспечивает личностное своеобразие в становлении детей, дает вероятность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей; во-вторых, без контроля индивидуальных особенностей ребенка всякое педагогическое влияние может оказать на него не то воздействие, на которое оно было рассчитано, потому что нрав и производительность воздействия определяются не только его объективными составляющими, но и тем, как оно понимается ребенком.
Весь учитель, видимо, втайне лелеет веру на то, что его метод к индивидуальному становлению учеников результативен, что уж кто-кто, а он делает все, дабы осуществлять обучение в зоне ближайшего становления всякого ученика. Не подвергая сомнению ни искренность намерений, ни компетентность большинства педагогов специалистов, все же дозволим себе задать ряд вопросов:
• на сегодняшний день общепринятым считается расположение Л.С. Выготского о том, что обучение должно опережать становление, вести его за собой. Но как осуществить это на практике?
• исполняя индивидуальный подход и воспитание в зоне ближайшего становления ученика, нужно ли знать, и знаем ли мы, что происходит в мышлении определенного ученика в процессе воспитания, что именно мы развиваем, на что ориентируемся в его разуме, что определенно изменяем в нем?
• базируемся ли мы на научные умения, либо пользуемся интуицией в момент, когда определяем, какая поддержка необходима ребенку, если он, невзирая на наши последовательно и дидактически грамотные приемы, все же не совладал с той либо другой учебной задачей?
К сожалению, вдалеке не неизменно результаты на поставленные вопросы помогают прояснить обстановку. Сколько людей, столько и суждений, весь находит результат по собственному педагогическому навыку эксперта. Но может ли подмогнуть суждение одного учителя его коллегам, работающим по другим программам и в разных условиях? Становится ясно, что без умения объективных законов становления ученика, без научно обоснованного построения процесса воспитания в организации индивидуального и дифференцированного методов не обойтись.
Исходя из обилия литературы по данной теме, у многих из нас не исчезают смутные сомнения в честности и адекватности педагогических воздействий. Помимо того, остро стоит вопрос об учете типологических особенностей детей (их характера, нрава, способностей и т.д.). Много сил и времени применяется педагогами на диагностику индивидуальных особенностей учеников. Но если все учтено, то где же желаемые итоги? Как избежать невыносимых двоек и троек? В качестве одного из методов выхода из данного состояния предлагается сосредоточить свои усилия в одном направлении, отчетливо определив показатели, которые мы хотим развивать у детей. Без умения психологии, возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста в этом случае не обойтись. Знаменито, что младший школьный возраст сензитивен, т.е. особенно благоприятен, для становления познавательных психических процессов и ума (В.В. Давыдов, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин). Становление мышления учеников – одна из основных задач исходной школы.
Для эффективной работы в данном направлении нужна научно обоснованная модель мышления. Мы остановили свой выбор на модели, предложенной И.Я. Каплуновичем.
На наш взор, эта модель может оказать подмога в поиске результатов на трудные вопросы, связанные с дифференцированным обучением младших школьников. Она описывает конструкцию мышления ребенка и предлагает ориентиры для последующей работы в направлении его становления у учеников. В качестве основных элементов в нее включены пять подструктур. Соотношение между подструктурами в мышлении зависит от многих факторов, но неизменно одна из них оказывается главенствующей, т.е. развита и выражена ярче других.
Описываемую модель графически дозволено изобразить так:
С подмогой топологической подструктуры человек выделяет и оперирует такими колляциями, как замкнутость, связность, непрерывность.
Для него значимы представления: на границе, внутренняя (внешняя) часть предмета, их объединение, совместно, связно-несвязно, постоянно-разрывно и т.д. Дети, в мышлении которых господствует данная подструктура, не любят спешить. Они всё делают дюже детально, усердствуя не пропустить ни одного звена.
Проективная подструктура обеспечивает вероятность распознавать, создавать объекты, представлять их, оперировать ими и ориентироваться среди объектов либо их графических изображений с всякий точки отсчета.
Любимое занятие для учеников с этой подструктурой – рассматривать и постигать объект с разных точек зрения, под различными углами, устанавливать соответствие между объектом и его изображением и напротив, планировать и «предвидеть», искать и находить разные использования и вероятности применения предмета на практике, определять его бытовое предназначение.
Это интересно:
Влияние условий орфографического навыка на развитие
орфографической зоркости младшего школьника
Место проведения: МОУ "Маркушевская средняя общеобразовательная школа" Тарногского района. Задачи практической части исследования: Подобрать задания, направленные на развитие орфографической зоркости младших школьников. Провести их с учащимися. Оценить результаты проделанной работы. Метод ...
Сущность понятий творчества, творческая деятельность,
творческие способности
Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к то ...
Направления и содержание деятельности методической службы
Направления и содержание деятельности методической службы охватывает тот круг проблем, которые связаны со спецификой педагогической работы с детьми в сфере дополнительного образования. Основные направления деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей продиктованы со ...