Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.
В педагогическом словаре контроль (французское слово controle) означает:
наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин;
функция управления, устанавливающих степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.
По мнению И.П. Подласого, контроль означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
В.А. Сластенин, рассматривая контроль как определенную систему проверки эффективности функционирования любого процесса, подчеркивал крайнюю его необходимость и для успешного протекания педагогического процесса, что вполне объяснимо с психологической точкой зрения. Каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах.
С кибернетических позиций контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика).
Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в течение учебного процесса. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов педагогической деятельности или же принципиальной перестройки всей системы работы.
Н. Басова видит в контроле – «способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса». Он направлен как на деятельность учащихся, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие учащихся и учителя.
Проверка – это составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объекта информации о системе освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащихся, но и объема учебного труда последнего.
Оценка – это определение и выражение в условиях знаниях-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимся знаний, умений, навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплин. Количественным выражением оценки является отметка (установленное обозначение, намеченные знаки, кодовые сигналы и т.д.).
Система проверки знаний и умений учащихся – органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контролирующей. Наряду с контролирующей (собственно проверочной) контроль выполняет взаимосвязанные обучающую, воспитывающую, развивающую функции.
Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешний: ученик-учитель и внутренний: ученик-ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль дается с профилактико - предупредительной целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования систематизации знаний. Учащиеся не только участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть опрошены в любой момент. Обучающую роль проверки и в том, что учащиеся слушают дополнительное объяснение и комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного материала.
Это интересно:
Классификация задач
Информатика изучает широкий спектр вопросов, связанный с тем, что многие разделы данной науки лежат на стыке с другими школьными дисциплинами и это затрудняет классификацию задач. Совокупность упражнений по информатике можно систематизировать на базе традиционной классификации заданий по формирован ...
Основные принципы интегрированного обучения
Интегрированный обучение – одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и химия. Школьный предмет «Химия» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметны ...
Понятие «неполная семья» и неполная семья как
социально – педагогическая проблема
В данном параграфе мы раскроем ряд задач: Раскрыть понятие неполная семья Рассмотреть неполная семью, как социально педагогическая проблему. А. С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матер ...