Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Культурно-антропологические ценностные ориентиры
Для содержательного наполнения теоретического конструкта «ценностной самообраз» человека необходимо конкретизировать: что значит наполненность жизненных миров, в которых происходит поиск личностных смыслов, а затем и укоренение человека.
О.И. Генисаретский выделяет следующие горизонты человеческого существования, задающие определенные ценностные ориентиры: экотехнический, профессиональный, институциональный (социальный) и инкультуративный.
Экотехнический горизонт деятельности включает в себя всевозможные технические системы, машины, объекты и технологические сети (по переработке вещества, энергии и информации), помещенные в средовые, пространственно-временные условия, определяющие как функционирование технических систем и технологических сетей, так и поведение людей.
В экотехническом горизонте психическая реальность деятельности описывается в терминах функциональных состояний человека-работника, а сам он сводится к роли оператора как одного из функциональных элементов экотехнических сред и систем. Важно, что все феномены деятельности, описываемые функционально, до тех пор, пока они не осмыслены с точки зрения самообраза, относятся исключительно к роли оператора, а не к человеку, исполняющему эту роль.
Ценностные ориентиры в данном горизонте выглядят как формирование установки на здоровый образ жизни и деятельности, поддержание благоприятного соотношения работоспособности и общей жизнедеятельности, умение преодолевать ситуации телесного и психоэмоционального утомления, ведущие к сужению сознания, снижению уровня самоидентичности и самоотдачи. С мировоззренческой точки зрения это означает культивирование самообраза человека как существа, находящегося в постоянной и осознаваемой связи со своим природным окружением.
Ценностное качество «здоровья», как образа жизни, образа мыслей и деятельности связывается с принятием таких духовных ценностей, как цельность, естественность, органичность человеческого существования в окружающем мире. Оно выражается в положительной жизнеприемлющей интонации всех ценностных чувствах-ощущениях, переживаемых человеком как радость жизни, и опирается на этику благодарственного, благоговейного отношения к целому окружающей жизни, к духовному наследию своего народа и человечества. Свое ценностное завершение оно получает в признании жизненного значения нравственной чистоты, правдолюбия, справедливости и других гуманистических ценностей, защищать и утверждать которые всегда было свойственно здоровому сознанию.
Профессиональный горизонт деятельности связан с формированием инфраструктуры рабочих мест, реализацией какой-то политики занятости (привлечение, сохранение и развитие кадров), образованием в ней профессиональных сообществ и коммуникацией специалистов-профессионалов. Реальности экотехнического уровня при этом учитываются с точки зрения уменьшения «риска деятельности», обеспечения ее экологически приемлемых условий и социальной защиты членов профессиональных корпораций, а также защиты их специфических профессиональных интересов.
Находясь на рабочем месте, человек не только работает, но и сознает, что работает. У него есть определенное отношение к выполняемой работе, на формировании которого сказываются:
профессиональная подготовка, взятая и со стороны квалификации работника, и со стороны освоенности ценностного содержания профессии;
ближайшее социальное окружение, прежде всего сообщество коллег, бытующая в нем эмоциональная атмосфера работы;
трудовая этика, общекультурные нормы отношения к труду, принятые в данном обществе и задающие общую для всех точку отсчета в осознании ценности труда как такового и личной работы.
Это интересно:
Подготовка мастера к занятиям
Мастер п/о: Дмитрук Юрий Иванович Раздел п/о: Ремонт машин Тема урока: Ремонт системы охлаждения Тип урока: комбинированный Цель урока: Закрепить на практике полученные теоретические знания по ремонту системы охлаждения. Обучающаяся. Сформировать умения и навыки по ремонту системы охлаждения тракто ...
Психологические механизмы формирования
учебно-познавательной мотивации младших школьников
Для рассмотрения механизмов формирования мотивации у детей необходимо определить основные категории мотивации учения: мотив, мотивация, мотивационная сфера, учебно-познавательный мотив. В психологии под термином "мотив" понимается не только как осознанная потребность или как предмет потре ...
Математический вечер, как одна из форм внеклассной работы
по математике
Математические вечера вызывают большой интерес у учащихся. Они обычно являются заключительным этапом при проведении тематической недели. Хотя может проводиться и как самостоятельная разновидность внеклассной работы. В школе наиболее удобно проводить математические вечера для учащихся параллельных к ...