Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Перечисленные характеристики означают, что в социальной психологии и социологии личностные образцы наделяются функцией социально-культурной детерминации жизнедеятельности людей, данной группы или общества.
Под личностными образцами здесь понимаются элементы психологической культуры группы, этноса, общества, которыми кодируются внутренние состояния, соотносимые с ценностями культуры и входящие в ядро самообраза. Это означает, что пространство культуры включает в себя набор личностных образцов, что задает человеку возможность свободного их выбора.
Вводя понятие «личностного образца» О.И. Генисаретский определяет взаимосвязь и взаимообусловленность самообраза и личностных образцов как взаимосвязь и взаимообусловленность человека и культуры. При этом он отмечает, что «для практики личностного роста существенно соподчинение самообразов, личностных образцов и схем практического опыта».
При этом аналитическую схему «вынуждающий порядок – ценностные изменения» не следует понимать как прямую детерминацию ценностей социальными процессами или структурными условиями. Поскольку ценности являются культурно-психологическими основаниями актов человеческого самоопределения (целе- и смыслополагания), утверждение о детерминирующем влиянии социальных обстоятельств на изменение в ценностных системах не только исключало бы свободу самоопределения, но лишало бы человека достоинства свободного существа.
Для содержательного понимания связи между внешней культурной обусловленностью ценностных ориентаций человека и личностной свободой О.И. Генисаретский использует теоретическую конструкцию «поиск – выбор – устроение – обитание», описывающей последовательность фаз ценностного самоопределения и укоренения в различных жизненных мирах.
Под поиском в данном случае понимается поисковая активность, предшествующая ценностному (а в пределе – экзистенциальному) выбору. Хотя поиск и задан предварительно ценностными ориентациями человека, он не всегда сопровождается рефлексивными актами целе- и смыслополагания, осознанием заданной предметности. Поисковая активность, как правило, непроизвольна, спонтанна и бессознательна, она переживается как самоцель, независимая от своей утилитарной полезности.
Выбор – наиболее очевидная ценностная функция. Выбирают из найденного, замеченного ранее, среди возможностей поступить так или иначе. Это уже акт самоопределения, в ходе которого проясняются цели и смыслы действий, производные от ценностей, участвовавших в выборе.
Следующая фаза реализации ценностного самоопределения – устроение. В выборе ранее уже наметились те ситуации целе- и смысло-достижения, которые должны быть приведены к виду, соответствующему этим ориентирам. Многообразие возможных ситуаций при этом устраивается, упорядочивается для осуществления намеченной выбором деятельности, на них наводится порядок, инициируемый этой деятельностью. Если она непрерывна и достигает своих целей, она устанавливает заданный ценностный смысл, и тогда обустроенный ею порядок будет устойчивым. Но на этом процесс осуществляемого самоопределения не заканчивается. Устанавливаемый деятельностью порядок должен быть еще обжит и принят человеком как свой, естественный и свободный, удовлетворяющий исходным ценностным предпосылкам. Тогда только он становится средой обитания… и плацдармом для новой поисковой активности.
Замыкание фаз обитания и поиска в полной цепи говорит о том, что обитание также является энергетической реальностью, причем значительная часть этой энергетики как раз уходит на постоянную поисковую активность.
Фазовая модель самопределения и обустройства человека, позволяет понять содержание несвободы и свободы человека. Структурные порядки социальной среды отрабатываются в этом сквозном, самозамкнутом процессе таким образом, что человек вовсе не принуждается принимать ценностные изменения как бы со стороны; напротив, он сам их сознает и замечает, принимая в свое самосознание. Готовность к принятию ценностных изменений первоначально формируется опытом участия в спонтанном поиске ситуаций жизни, проб действия, отвечающих наличным ценностным ориентациям. Лишь активная вовлеченность в следующий за поиском опыт достижения ценностно удовлетворительных состояний обитания дает ориентиры и мотивационную энергию к новому поиску, а значит, дает возможность ощутить состоявшиеся ценностные сдвиги и осознать их.
Это интересно:
Дизартрия как следствие инсульта
Органические поражения двигательных отделов центральной нервной системы обусловленные ОНМК способствуют не только нарушение речи в виде афазий, но и таким нарушением речи как дизартрия. Дизартрия – это расстройство фонемо-фонематической стороны речи. Клинические формы дизартрии определяются в завис ...
Целевое назначение и задачи методической службы
Методическая служба учреждения дополнительного образования детей — объединение специалистов, занимающихся методической деятельностью. К ним относятся заместители директора по научно-методической, программно-методической и учебно-воспитательной деятельности, методисты по направлениям деятельности, з ...
Личная жизнь
Личную жизнь молодой Кшесинской во многом определяли ее отношения с мужчинами. Еще на выпускном экзамене в училище в ее жизнь вошел человек, которого Матильда любила долгие годы. Это был тогда еще совсем юный наследник Цесаревич Николай Александрович. Это был серьезный роман в жизни цесаревича. Про ...