Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В индустриальном или раннем постиндустриальном состоянии общества, его интегрированность и стабильность обеспечивается принятием достаточно стабильной и однородной системы ценностей. Новые условия информационного общества – поток научно-технических инноваций, неопределенность будущего и связанная с ней рисковая динамика, обнаруживающаяся несостоятельность социальных институтов и практик, сложившихся в индустриальную эпоху, – приводят к дестабилизации и дезинтеграции общественной жизни. Причем одной из предпосылок таких разрушительных тенденций, оказывается неосознаваемое следование императивам прежде принятых ценностных систем. Достижение состояния интегрированности и стабильности в радикально новых условиях информационного общества требует столь же радикальных ценностных изменений.
В новых социальных и культурных условиях человек начинает утрачивать свои собственные витальные и смысложизненные корни, которые раньше основывались на стабильности жизненного уклада, однородной системе ценностей, ясности социальной перспективы человека. В новых условиях, для ориентации в поликультурном мире, несущим в себе различные идеалы, образы и стили жизни, для основания своего собственного жизненного мира современному человеку необходимо «вырастить» новый «психический орган» как особую конструкцию образа себя и своей деятельности для соотнесения с окружающей действительностью и определения своей принадлежности к той или иной субкультуре.
Таким новым элементом психической реальности, задающей единство внутреннего мира человека, О.И. Генисаретский считает ценностной самообраз человека, фиксируя три его основные особенности:
во-первых, с его помощью выражаются основные качества выполняемой человеком деятельности и качества проживаемой им жизни (такие, например, как самоценность, подлинность, привлекательность, посильность и т.д.). Причем они выражаются целостно, в непосредственности и непрерывности переживания, как его основная ценностная интонация.
во-вторых, в отношении к текущей жизни и деятельности человека именно его самообраз обладает функцией инициировать спонтанную поисковую активность (в любых социокультурных контекстах). Эта активность непроизвольна, естественна и самоценна. Если самообраз человека достаточно выражен в его сознании, он инициирует поисковую активность, переживаемую как самоцель, доставляющую удовлетворение независимо от ее полезности; и напротив, отказ от поисковой активности, в том числе и по причине невыраженности самообраза, формирует опыт беспомощности и безынициативности.
в-третьих, каждый самообраз человека – это одна из его личностных идентификаций. В самообразах символизируются собственно личностные качества бытия и деятельности.
Вместе с тем каждый самообраз есть образ человека в его личностной целостности. Такова природа личностной идентичности, сохраняющей эту целостность в любых средах, где она укореняет человека, в любых процессах изменения, протекающих в них. И напротив, обладание в достаточной мере личностно выраженным самообразом в какой-то данной среде есть условие сохранения человеком его личностной идентичности с ней. Причем самообразы, кодируют индивидуальную практику личностного роста, а на коллективном уровне, в свою очередь, они кодируются личностными образцами, явно выраженными в публичной культуре или снимаемых с поведения людей.
В социальной психологии и социологии для личностных образцов считаются значимыми следующие их характеристики:
реальное или вымышленное лицо, которое побуждает или должно побуждать к подражанию;
образ человека, который фактически служит или должен служить для данного индивида или группы объектом притязаний;
образ человека, выражающий стиль жизни и деятельности какой-то социальной группы, общую ценностную направленность, аксиоматику какой-то культуры.
Это интересно:
Реализация содержательных компонентов технологии игрового обучения на уроке
литературы. Тайны поэмы «Мертвые души»
Цель урока: используя содержательные компоненты игрового обучения, помочь учащимся увидеть смысл и идею поэмы. В ходе урока могут быть предложены следующие вопросы и задания. Учитель: Что отличает Н.В.Гоголя от тех писателей, с которыми мы познакомились? Учащиеся: Прежде всего то, что Гоголь был гл ...
Методические средства, направленные на развитие логического
мышления младших школьников при изучении конкретного смысла действий сложения и
вычитания
В основу методики математического развития ребенка легло требование реализации моделирующей деятельности с математическими понятиями и отношениями. Главным принципом этого требования является преимущественное использование модельного подхода к обучению. Этот принцип позволяет осуществлять математич ...
Обучение школьников вопросам безопаснисти жизнедеяятельности
Безопасность всегда предметна. Она не существует вообще. Когда говорят о безопасности, то имеют в виду безопасность человека в самом широком понимании. Защита населения предполагает защиту каждого человека в чрезвычайных ситуациях (ЧС) - это ответственность государства. Ответственность же граждан с ...