Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Проводимые в России социально-экономические преобразования привели к значительным разрушениям системы воспитания, как в масштабах страны, так и в г. Красноярске в частности. Социально-культурные изменения такого масштаба, разрушение мировоззренческих установок у целых поколений всегда связаны с деформацией системы социальных ориентиров, задающих социальные нормы и правила социального поведения.
Особенность современной ситуации в России – быстрые социально-культурные и социально-экономические изменения, которые сопровождаются изменениями в представлениях об успешном (адекватном) социальном поведении. Маргарет Мид, американский антрополог исследовала особенности передачи культур от одного поколения к другому в различных исторических ситуациях у разных народов мира. Она выделила 3 предельных случая:
постфигуративное общество – жизнь меняется медленно и жизнь детей строиться по образу и подобию жизни взрослых, будущее есть продолжение прошлого – это характерно для традиционного общества.
кофигуративное общество – жизнь общества меняется на масштабах одного поколения, возникают новые ценности, новые социальные нормы, не передаются от дедов, а вырабатываются за время жизни 1–2 поколений.
префигуративное общество – это динамичное, быстроизменяющееся общество, где новые ценности сосуществуют вместе со старыми, где родители могут не понимать своих детей, где взрослые вынуждены учиться новому у своих детей.
Можно говорить, что Россия сейчас находится в состоянии префигуративного общества, а г. Красноярск в настоящее время находится в ситуации «переходного периода». Эта переходность может быть осмыслена как невозможность традиций воспитания советского периода без обеспечения новыми концептуальными представлениями о возможных вариантах воспитательной работы на уровне города, школы
В.В. Давыдов отмечал, что в условиях социального обновления общества эффективность воспитания определяется в первую очередь «успешностью подготовки молодых членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений».
Актуальность дипломной работы определяется необходимостью оформления теоретических представлений о воспитании, соответствующих новой социально-культурной и социально-экономической перспективе России и необходимостью научного обеспечения практике воспитания на уровне школ города. Поэтому нами в дипломной работе были поставлена следующая цель – разработка теоретических оснований для модели воспитательной работы в школе.
В рамках в рамках данной работы решались следующие теоретические и практические задачи:
анализ существующих теоретических подходов к воспитанию
оформление теоретических представлений о воспитании
разработка модели воспитательной работы в школе
проведение пилотного анализа воспитательной работы в школах г. Красноярска.
В связи с этим нами было проведено исследование существующих педагогических теорий воспитания, где главным предметом анализа для нас являлись методологические и философские представления о воспитании. В дипломной работе были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ
исследование воспитательной работы в школе в виде открытой экспертизы деятельности
Следует кратко отметить наиболее важные, с нашей точки зрения, результаты работы:
Для педагогической теории предложено понятие самообраза О.И. Генисаретского, используя его как базовое, сформулированы понятия и теоретические положения воспитания;
выделены базовые направления педагогической работы как формирование причастности, достоинства и перспективы;
предложена схема «ситуации воспитания» и характеристики «воспитывающего действия»;
определены основы модели воспитательной работы, учитывающей возрастные особенности детей;
получены результаты пилотного исследования воспитательной работы в школах города Красноярска.
В главе 1 проводиться обзор концептов воспитания и анализ теоретических работ по воспитанию И.П. Генисаретского, В. Мацкевича, Г.П. Щедровицкого. Они составляет основу для разработки теоретических положений и обоснования модели воспитательной работы. В главе 2 для педагогического проекта воспитания задаются философско-антропологические и социально-территориальные основания. В первом параграфе этой главы, вводиться в педагогический контекст базовое понятие самообраза О.И. Генисаретского, как главной составляющей далее разворачиваемой схемы воспитания. В четвертом параграфе описана в новой терминологии модель воспитательной работы в школе. В главе 3 приводятся результаты в виде комментариев, пробного исследования в школах г. Красноярска.
Это интересно:
Недоразвитие зрительного анализатора, как фактор, замедляющий речевое
развитие
Под нарушением зрительного восприятия понимается недостаточность тех анализаторных процессов, которые связаны с восприятием предметного мира (Р.Е. Левина). Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка. Исследователи О.Л. Алексее ...
Современные инновационные технологии в образовании
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в Казахстане идет становление ...
Проговаривание как прием формирования
орфографической зоркости
Орфографическое проговаривание это произнесение слова так, как будто все фонемы в нем представлены своими сильными позициями. А так как буквы - это значки фонем, прочитать слово побуквенно означает представить букву как знак сильной позиции фонемы (звука). Проворить слово орфографически, побуквенно ...