Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Изучение раздела «Работа с глиной и пластилином» направлено на развитие умений и навыков работы с пластичными материалами и предусматривает не только непосредственно лепку, но и проведение наблюдений и опытов за свойствами материалов, знакомство с народными промыслами, посещение выставок и т.д.
Урок нужно начать с демонстрации разнообразных керамических изделий. Спросить у детей, чем они похожи, в чем их различие. С ответов на эти вопросы легко перейти к теме народных промыслов.
Самый распространенный народный промысел по изготовлению посуды – это, конечно, гжель. Рассказать ученикам об истории этого промысла, его особенностях и сегодняшнем дне. Гжель стала широко известной в конце XVII века. Она получила свое название от глагола «жечь», обожженные изделия и называли гжелью.
Гжельская посуда имеет свои особенные черты – она украшена многочисленными деталями: фестонами, ручками, забавными фигурками. Но самое примечательное – это гжельская роспись. Гжель называют сине голубым чудом. На белом фоне расцветают синие колокольчики, розы, ромашки, травинки и ягодки. Народные художники изображали самые различные сюжеты – пейзажи, сценки из жизни людей и животных.
Но гжельские художники используют и другие традиционные для этого промысла цвета. На белом фоне эмали появляются зеленые кроны деревьев и узоры из трав, теплые желтые оттенки в изображении цветочных орнаментов, сельской и городской архитектуры, используются также и коричневые тона. В XVII–XVIII веках цветовая гамма была ограничена возможностями натуральных красителей, а теперь эта пятицветная палитра создает своеобразную гжельскую майолику.
Мазки гжельской росписи сочные, с четкими линиями, росчерками и штрихами. Краска на кисть берется с одной стороны, а рисуют так, чтобы кисть не поворачивалась, тогда одновременно получаются темные и светлые тона. Затем тонкой кистью мастер прорисовывает мелкие детали. Иногда гжель расписывают и позолотой.
Современные мастера гжели бережно хранят традиции и преумножают славу промысла. Мировую известность имеют работы художников Н. Туркина и В. Булыгиной.
На уроках технологии второклассники будут работать и с глиной и пластилином. В первом классе они уже познакомились с основным свойством этих материалов – пластичностью, которое позволяет использовать их для лепки. Во втором классе целесообразно изучать состав и свойства глины, сравнивая ее с кварцевым песком.
Нужно провести опыт, в ходе которого дети рассмотрят комочек сухой глины и сухой песок, определят их цвет, затем разотрут эти материалы в ладонях и сделают вывод, из чего они состоят: глина – из мельчайших пылинок, песок – из отдельных крупинок. Кроме того, наблюдение покажет, как изменяется пластичность глины и песка при увлажнении, что происходит с ними после высыхания: они становятся темнее, глина превращается в пластичную массу, а крупинки песка только слипаются между собой.
Рассказать ученикам, что сухая глина бывает разных цветов: белого, серого, коричневого, красного и даже черного.
Сырая глина и песок могут принимать любую форму, так как они обладают пластичностью. Но глина более пластична, чем песок: после сушки глина затвердевает и не меняет обретенной формы, песок же рассыпается на отдельные частички.
Темы «Спиральная лепка из жгутов» и «Лепка из целого куска глины» знакомят второклассников с новыми технологиями лепки. Учителю следует подчеркнуть, что способ лепки зависит от конструкции изделия и замысла мастера.
Школьники могут осуществлять лепку с опорой на образец или иллюстративный материал, а также на основе собственной памяти и фантазии.
Способ спиральной лепки из жгутов был известен еще в каменном веке. Он применялся в Древней Греции, на Кавказе и Средней Азии при изготовлении сосудов больших размеров, используемых для воды и вина. Лепка из целого куска глины также известна с древнейших времен и применяется до сих пор во всем мире.
Если на уроках технологии нет возможности использовать глину, ее вполне заменит пластилин, так как основные приемы лепки одинаковы для глины и пластилина.
Учитель знакомит школьников с новыми приемами обработки глины, демонстрирует их в замедленном и рабочем темпе. После анализа формы и конструкции изделий, назначения каждой из его частей и особенностей его выполнения учащиеся приступают к практической лепке.
Образцы и наглядные изображения изделий не должны слепо копироваться в работах учащихся. Объясняя задание, подчеркните, что каждое изделие должно рационально сочетать форму и декоративное оформление, соответствующие функциональному назначению предмета. Вначале учащиеся работают над строением предмета, затем уточняют его, прорабатывая наиболее значимые детали, в конце – второстепенные элементы и отделку поверхности изделия.
Это интересно:
Педагогическое диагностирование младших школьников с ЗПР
В должностные функции учителя не входит квалификация состояния ребенка. Однако это вовсе не означает, что педагогическая деятельность исключает диагностические методы и приемы работы. Ведь прежде чем работать над развитием какого-либо процесса, следует убедиться в необходимости такой работы. Кроме ...
Задачи, содержание и методика констатирующего этапа исследования
Констатирующий эксперимент был проведен в ДОУ № 72 г.Сыктывкара, с детьми подготовительной группы. В исследовании приняли участие 15 воспитанников. Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности нравственно-экономической воспитанности детей подготовительной группы. В соответствии с целью ко ...
Экологические последствия загрязнения атмосферы
Загрязнение атмосферного воздуха воздействует на здоровье человека и на окружающую природную среду различными способами от прямой и немедленной угрозы (смог и др.) до медленного и постепенного разрушения различных систем жизнеобеспечения организма. Во многих случаях загрязнение воздушной среды нару ...