Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.
Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя,— рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.
Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.
Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель "приближает" объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.
Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя.
Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.
В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение.
Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
Наблюдения в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание ребят, предоставляют возможность под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На наблюдения у ребят развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.
Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.
По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); наблюдения на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.
Организация наблюдений.
Наблюдение как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой наблюдения определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.
Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести 3 наблюдения в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих наблюдений — знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе.
Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.
Дидактическая игра
Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.
Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.
Это интересно:
Идея свободы и сотрудничества
Мы воспитываем вовсе не примером, как принято считать, а отношением, собеседничеством, сотрудничеством. Педагогика занимается именно вопросами сотрудничества с частью человечества, называемой словом “дети”. Педагогика – наука об искусстве сотрудничества. "Почти все педагоги смотрели на класс с ...
Профессиональное самовоспитание
педагога как условие роста профессионального самосознания
Профессиональное самосознание характеризует определенный уровень самоопределения личности. Личность, самоопределившаяся в профессиональном плане, - индивид, осознающий свои жизненные цели, планы, связанные с самореализацией в профессиональной сфере, профессиональные намерения (что он хочет), свои л ...
Целевое назначение и задачи методической службы
Методическая служба учреждения дополнительного образования детей — объединение специалистов, занимающихся методической деятельностью. К ним относятся заместители директора по научно-методической, программно-методической и учебно-воспитательной деятельности, методисты по направлениям деятельности, з ...