Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Классификация категорий и групп подростков с осложненным поведением

Страница 4

В ходе беседы с психологом выяснено, что у подростка в школе возникает эмоциональный дискомфорт: чувство неполноценности, замкнутости, чувство стыда за свою мать. Ребенок хочет внешне ничем не отличаться от сверстников, у него возникает желание слиться с группой, но он не может выглядеть так же, как сверстники. Отсутствуют взаимная поддержка, свойственная подросткам в этом возрасте, помощь в случае нужды, эмоциональный комфорт в общении. Мальчик находится в другой социальной нише, чем его одноклассники. Подросток пытается и не может найти для себя референтную группу, поэтому часто прогуливает уроки, уходит из дома, фантазирует о «дальних странах». Он ищет общество, в котором ему будет комфортно, а это, чаще всего, асоциальные слои населения.

Сопротивляемость воспитанию. Сопротивление воспитанию – это такое состояние воспитанника в воспитательном процессе, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса (от единичных воспитательных воздействий до всей воспитательной системы). При этом оно может быть в скрытых или открытых проявлениях через различные формы – словесные, эмоционально-волевые, поведенческие. Известный врач-психиатр В. Леви заметил: "За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые не: здороваются, умываются, чистят зубы, читают книги, работают, женятся, лечатся и т.п. – только потому, что их к этому понуждали. И приблизительно столько же тех, которые, увы, только потому, что им внушали не делать". И то, и другое – типичные случаи сопротивления воспитанию.

Безнадзорность. Безнадзорные дети – это дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со сторон родителей или лиц, их заменяющих, детского коллектива и одновременно при безразличии родителей, воспитателей к детям. Безнадзорность можно рассматривать как модель поведения, избранную подростком в результате осознанного отказа от не устраивающей его ситуации в семье или в социальном учреждении. Это поведение препятствует включению в общество, усвоению общественных норм, правил поведения. Оно возникает, главным образом, вследствие педагогической запущенности, отсутствия правильного воспитания, внимательного и чуткого отношения к ребенку.

Недисциплинированность. Это учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют им наибольшее беспокойство. Ведь своим поведением они мешают проведению занятий, дезорганизуют весь учебно-воспитательный процесс. В силу этого нередко между ними и учителями возникают конфликты. Наиболее распространенной причиной такого поведения является избыток энергии и неумение разумно проявить свою инициативу.

Третья группа осложнений получилась самой немногочисленной. Они связанны с исключительными способностями и напряженной активной деятельностью подростков. Это одаренность, пассионарность, компьютероза-висимость. Рассмотрим каждое из них.

Одаренность. Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будут встречать трудностей в учебных занятиях. На самом же деле таких детей могут ожидать немалые сложности: и дома, и в школе могут иметь место свои драмы в ходе возрастного развития. Такие дети нередко очень чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрению и порицаниям. В школе проблемы возникают из-за того, что всех учат одинаково. Зачастую урок начинается с того, что ребенку уже известно и не вызывает интереса. Наиболее любознательным часто становится скучно в классе уже после первого урока. Сверстники его могут называть "выскочкой", а учителя не в состоянии подавать ему постоянно умственную пищу. Таким образом, ребенок постепенно становится липшим школе, а она ему - ненужной.

Пассионарность. Пассионарность рассматривают как внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Пассионарные качества личности начинают провялятся уже в детстве. Такие дети активны, жизнерадостны, любознательны, с интересом познают окружающий мир. Но из-за своей активности они не всегда удобны для педагога, так как задают много провокационных вопросов, которые часто ставят педагога в неловкое положение. Им дают разные характеристики: импульсивные, дети холерического темперамента, но на самом деле это обычные мальчики и девочки, обладающие природной активностью, любознательностью, но не вписывающиеся в современную систему обучения и воспитания. Основными качествами пассионарной личности являются потребность в активной деятельности, целеустремленность, яркая эмоциональность, страстность, стремление к первенству, комплиментарность (умение различат "своих" и "чужих"), способность к сверхнапряжению, пассионарная индукция (умение всех заражать своими идеями, эмоциями, настроением). Все эти качества становятся социально значимыми только при целенаправленном педагогическом воздействии со стороны педагогов и родителей. Отсутствие такового может привести к обратному результату: активная деятельность может превратиться в агрессивность, целеустремленность будет направлена на достижение эгоистических целей, эмоциональность проявится как импульсивность, стремление к переживанию острых ощущений и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Методы устного изложения, наиболее часто используемые в обучении географии
Устное изложение учителя может быть либо приемом объяснительно иллюстративного метода, либо же используется в качестве приема в проблемном изложении учебного материала. Катехизическая беседа, как правило, служит приемом объяснительно – иллюстративного метода, а эвристическая относится к частично – ...

Классно-урочная система обучения
В средние века в связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Ею стала классно-урочная система, разработанная в XVII в. Я. А. Коменским и ...

Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста
В этом разделе мы более подробно изучим закономерности развития речи детей младшего школьного возраста. Речевая деятельность человека осуществляется в соответствии с нормами, свойственными тому или иному языку на определенном этапе его развития. Приведем основные закономерности развития детской реч ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru