Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Осложненное поведение, трудный ребенок, девиация – эти слова становятся, к сожалению, все более и более употребляемыми сегодня. Сталкиваясь с проявлениями осложненного поведения (грубость, непослушание, сквернословие и т.д.) окружающие нередко возмущаются, испытывают желание осудить, подавить, запретить подобные проявления у подростков. Зачастую осложненное поведение подростков объясняется негативным влиянием средств массовой информации, социально-экономическим неблагополучием, биологическими нарушениями, отсутствием воспитательного воздействия.
Однако нужно помнить главное: подростки нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла и заботы, их мучает собственная неопределенность, неприкаянность, одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают подростка. Если взрослые, сталкиваясь с различными формами осложненного поведения подростков, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое прямое противостояние между ребенком и взрослым ведет к усилению непонимания. Нежелательное поведение подростка при этом не исчезнет. Необходимым условием успешного воспитания детей является знание причин, породивших отклонения от норм в поведении. Их нужно искать, прежде всего, в условиях воспитания, в среде пребывания ребенка. Наиболее распространенные причины возникновения осложненного поведения: недостатки семейного воспитания, педагогическая запущенность, противоречия в личностном развитии подростков.
В психолого-педагогической литературе используются различные подходы к классификации категорий и групп подростков с осложненным поведением. Мы в своей работе выделяем три группы таких подростков. К первой группе мы отнесли осложнения в поведении подростков, связанные с их личностными характеристиками и чертами характера: акцентуации характера, эгоизм, леность, гиперактивность, пассивность, педантизм, депрессивность, тревожность. Во вторую группу мы включили подростков, поведение которых осложнено в силу нарушения ими тех или иных норм поведения в обществе: воровство, лживость, сквернословие, вандализм, бродяжничество, сопротивляемость воспитанию, безнадзорность, недисциплинированность. И, наконец, третью группу составляют подростки, поведение которых осложнено из-за их исключительных способностей и напряженной активной деятельности: пассионарность, одаренность, компьтерозависимость.
В связи с этим специалистам (психологам и социальным педагогам) вместе с родителями необходимо, прежде всего, решать проблему переключения поведения подростка с негативных на позитивные стороны и осуществлять социально-педагогическую и психологическую поддержку подростков с осложненным поведением. В этих целях следует создавать условия для изменения поведения ребенка и реалистично оценивать реализуемость выполнения выдвигаемых перед ним задач. Кроме того, нужно установить доверительный контакт с таким подростком, освоить приемы и способы, позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры: ложь, агрессию, замкнутость и др. Социально-педагогическая работа с подростками осложненного поведения осуществляется в самых различных формах и включает в себя множество междисциплинарных методов, методик и технологий. Наиболее значимыми в работе социального педагога с этой группой подростков являются диагностические технологии, технологии профилактической социально-педагогической деятельности, технологии консультирования, коррекции и реабилитации и др.
Явление осложненного поведения подростков стало активно исследоваться с середины 60-х годов XX века. Особый интерес в этом плане представляют работы И.С. Кона, Н.Д. Левитова, Л.С. Славиной, Г.П. Медведева и др. В современных работах исследуются проблемы поведенческих особенностей подростков с осложненным поведением из различных типов семей (Н.С. Поспелова, В.Ю. Ваткевич, В.В. Чечет, А.С. Никончук и др.). Осложненное поведение подростков в условиях школьной среды изучается в работах Н.Е. Щурковой, О.Т. Котиковой, Е.Г. Лиманской, Л.И. Маленковой и др. Объект исследования: осложненное поведение подростков. Предмет исследования: процесс социально-педагогического сопровождения подростков с осложненным поведением.
Цель дипломной работы: изучение социально-педагогических технологий диагностики и коррекции осложненного поведения подростков.
Задачами дипломной работы являются:
– определение сущности понятия "осложненное поведение подростков";
– выявление неблагоприятных социально-педагогических факторов, обусловливающих осложненное поведение подростков в процессе школьного обучения и семейного воспитания;
– установление групп подростков с осложненным поведением и осуществление их классификации на основе тех или иных признаков;
– характеристика групп учащихся с осложненным поведением;
– определение комплекса методов и методик по изучению осложненного поведения подростков и детско-родительских отношений;
– выявление технологий профилактической социально-педагогической деятельности в работе с подростками осложненного поведения;
– рассмотрение методов коррекции осложненного поведения подростков;
– составление коррекционно-развивающей программы для подростков с осложненным поведением.
Методы исследования: описание и сопоставление используемых материалов; метод обобщения; метод структуризации и систематизации фактического материала, метод анкетирования, метод сопоставления статистических данных.
Это интересно:
Развитие речи с точки зрения нейропсихологии
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Вопросом изучения развития речи с точки зрения нейропсихологии занимались А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Т.Г. Визель и др. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятел ...
Социально-психологические факторы, влияющие на проявление творчества в
подростковом возрасте
На современном этапе развития психологии нельзя считать устоявшимся единое определение понятия креативность. При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации. Установлено, что для развития креативнос ...
Состояние лексико-грамматического строя
речи
Анализируя данные, полученные в ходе исследования лексического строя речи, мы выяснили следующее. Объем пассивного словаря у детей речевых классов намного меньше по объему, чем у школьников КГ, не соответствует возрасту, а также отмечается неточность понимания и употребления многих слов. Ограниченн ...