Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Практически все педагоги сталкиваются в работе с подростками с трудностями, которые вызваны особенностями их поведения: неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, гиперактивность, эгоизм и многие другие. Уже одно это перечисление говорит о том, что воспитывать подростков нелегко. Еще труднее воспитывать подростков, у которых наблюдаются устойчивые отклонения от социально-культурных норм жизни и поведения, то есть тех, поведение которых можно назвать осложненным,
В психолого-педагогической литературе используются различные подходы к классификации категорий и групп подростков с осложненным поведением. Мы в своей работе выделяем три группы таких подростков. К первой группе мы отнесли осложнения в поведении подростков, связанные с их личностными характеристиками и чертами характера: акцентуации характера, эгоизм, леность, гиперактивность, пассивность, педантизм, депрессивность, тревожность. Во вторую группу мы включили подростков, поведение которых осложнено в силу нарушения ими тех или иных норм поведения в обществе: воровство, лживость, сквернословие, вандализм, бродяжничество, сопротивляемость воспитанию, безнадзорность, недисциплинированность. И, наконец, третью группу составляют подростки, поведение которых осложнено из-за их исключительных способностей и напряженной активной деятельности: пассионарность, одаренность, компьютерозависимость (Рисунок 1).
Рисунок 1.1 – Виды осложненного поведения
Рассмотрим более подробно перечисленные выше характеристики осложненного поведения. Начнем с первой группы.
Акцентуации характера. Это понятие было введено К. Леонгардом. Оно означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Выделяют следующие типы акцентуаций характера:
Гипертимный тип. Характеризуется приподнятым настроением, жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, неугасаемым оптимизмом, только на короткое время омрачаемым при несчастьях и неудачах.
Лабильный тип. Носители этого типа характеризуются слишком бурной реакцией на жизнь. Они крайне впечатлительны, сострадание и жалость к обездоленным могут привести их в отчаяние.
Астеноневротический тип. Отличается повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к угнетенным состояниям, аффективным вспышкам, слезливости
Сензитиеный тип. Характеризуется чрезмерной впечатлительностью и чувством собственной неполноценности.
Психастенический тип. Имеет такие черты, как нерешительность, мнительность, боязнь всего нового. Прежде чем начать любое дело, ищут подтверждение в успешности будущей активности.
Эпилептоидный тип. Для акцентуантов этого типа характерны стремления к аффективной разрядке, импульсивности, бурным и грубым протестам, решению конфликтов с помощью физической силы.
Истероидный тип. Характеризуется эгоцентризмом, капризностью, демонстративностю, интриганством, экстравагантным видом, жалостью к себе, необдуманностью поступков.
Неустойчивый тип. Представители этого типа стремятся к получению удовольствия, безделию, развлечениям. Они легко внушаемы и беззаботны. К членам семьи равнодушны.
Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии, стремлением к одиночеству, периодической сменой настроения.
Конформный тип. Представители демонстрируют бездумное подчинение любым авторитетам. Их жизненное кредо – "быть как все".
Эгоизм. Этот термин употребляется в значении себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей и общества. Основные формы выражения эгоизма: нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм. Рассмотрим некоторые из них.
Подростки и взрослые с нарцисстическим характером чрезвычайно влюблены в себя. Причем объектом их любви, особенно у лиц мужского пола, не обязательно является внешность. Они могут обожать себя за внутреннее "совершенство".
Это интересно:
Формы проявления одаренности
Впервые мысль о выделении данного параметра одаренности была четко сформулирована в тексте "Рабочей концепции одаренности". Авторы предлагают рассматривать детскую одаренность еще в одном аспекте - насколько она в данное время проявлена ребенком. Одаренность, проявляющуюся в деятельности ...
Значение утренней гимнастики, ее задачи
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с ...
Анализ проведения режимных процессов
Наблюдая за организацией режимных процессов в течение дня, отметила следующее: в группе созданы оптимальные условия для их реализации; предусмотрены различные формы организации (прогулки, экскурсии, занятия, игры, трудовые и др. процессы); Используются словесные, наглядные приемы, личный пример. Ан ...