Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Установка на уничтожение религии была принята в Советском Союзе. Все руководители государства ставили перед партийным аппаратом одну из задач: уничтожить архаичный пережиток прошлого – религию. Религиозное образование было сведено к минимуму и осуществлялось в узких и малочисленных кругах.
Конституция нового государства Российская Федерация в статье 28 гарантирует “свободу слова, свободу вероисповедания, включая право исповедать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедать никакой .” и ликвидирует дискриминационное отношение к религиозным объединениям и верующим гражданам. Но в сознании современного российского гражданина продолжает работать негативные по отношениям к религии, краткие, емкие, яркие, продуманно сформированные стереотипы, лозунги и клише.
Обратимся к словарным формулировкам термина “светский”. В “Толковом словаре русского языка” С.И. Ожегова и И.Ю. Шведовой дается такое понимание: “Светский, -ая, -ое. 1. Свет. 2. Отвечающий понятиям и требованиям света ., принадлежащий к свету . 3. Не церковный, мирской, гражданский, противоположный духовный .” Свет же здесь употребляется в значении . Земля, Вселенная, а также люди ее населяющие . . В дворянском обществе: избранный круг, высшее общество .”
“Толковый словарь живого великого великорусского языка” В.И. Даля: “Светский, к свету (миру) в разн. знач. относящ., земной, мирской, суетный или гражданский. Светская власть, противопол. Духовная – люди. Духовенство, белое, не монашеское, противопол. Черное. Светские утехи, шумные, чувственные. Человек, посетитель обществ, сборищ, увеселений; ловкий приемами, сведущий в гостиных обычаях. Светски жить, светское творить. Светскость, сост. по глаг., обходительность, людскость, привычка и умение обращаться в свете, с людьми”.
Я согласна с В.И. Понкиным, который, после рассмотрения существующих толкований, выделяет в дефиниции “светскость” два основных значения:
1) “светскость как публичность .”, принадлежность к элите;
2) “светскость как некая характеристическое свойство (существенный признак государственных или общественных институтов, отражающие и закрепляющие их общегражданскую мирскую направленность)”.
На мой взгляд, первое значение термина светскости как публичности, общественности, более широкое чем второе, где светскость является частичным случаем общественной жизни, а именно: это свойство государства и общественных институтов. Данное исследование в большей степени касается второго значения.
Доктор Ж. Боберо определяет светскость как принцип государственной политики, обеспечивающий равенство граждан в вопросах веры и свободы совести. Так же ученый определяет светскость как ценностную категорию и элемент культуры: “светскость является универсальной ценностью”. Но при двойном условии. Во-первых, если она будет оставаться открытой для дискуссионности, будет уважать не только единство нравственных ценностей, но и их разнообразие и, таким образом, будет принципом, существующим в движении. Во-вторых, если она (светскость) окажется способной к самокритике, будет избегать самосакрализации и будет защищать от нее любую форму социальности”. Таким образом, светскость – это нравственный идеал в развитии, поддающийся трансформации.
Я попытаюсь через анализ ложных стереотипов и дискриминационного толкования светскости прийти к пониманию ее сути. Разновидностью дискриминационного толкования является отождествление светскости с атеизмом. Таким образом, истолковываются правовые документы, касающиеся этого вопроса. Например, светский характер Российской Федерации, отделение религиозных объединений от государства и их равноправие перед законом, закрепленное в части 1 статьи 14 Конституции, а также светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, закрепленный в пункте 4 статьи 2 Закона Российской Федерации “Об образовании” от 10.07.1992 г. №3266-1 и в части 2 статьи 4 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 26.09.1997 г. №125-ФЗ часто ошибочно отождествляются с антирелигиозным или атеистическим характером государства и образования в Российской Федерации. Атеизм, в свою очередь, отождествляется с наукой и научным мировоззрением. Положение части 1 статьи 14 пункта 2 Конституции Российской Федерации толкуют равноудаленность всех религиозных объединений от государства и изоляцию религиозных объединений от институтов гражданского общества как соответствующие принципу светскости. Однако указанные правовые нормы не устанавливают атеистический и антирелигиозный характер государства, государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не прописывают какие-либо императивные положения о принудительной и категоричной изоляции религиозных объединений от государства и остальных институтов гражданского общества, в том числе от государственной системы образования. Понятие “светский характер” не содержит указание на какую бы то ни было равноудаленность или вообще удаленность, поэтому использования этих терминов некорректно. Подобное игнорирование религии тяготеет к агрессивному сепаратизму, который перерастает в преследование религии. Я согласна с к.ю.н. Понкиным И.В. в том, что “характеризуя категорию “светскость”, следует говорить о принципиальном различии сфер деятельности, целей, задач и т.д. (предметов ведения и полномочий) государства и религиозных объединений .”. Равноудаленность даже трактуется как индифферентность государства к этой сфере общественных отношений. Но упомянутая норма Конституции РФ не является основанием для запрета или препятствия сотрудничеству государства и религиозных организаций, к которым выражают свою принадлежность или предпочтительное отношение большая часть граждан Российской Федерации.
Это интересно:
Классификация задач
Информатика изучает широкий спектр вопросов, связанный с тем, что многие разделы данной науки лежат на стыке с другими школьными дисциплинами и это затрудняет классификацию задач. Совокупность упражнений по информатике можно систематизировать на базе традиционной классификации заданий по формирован ...
Зарубежный опыт формирования системы образования
Рассмотрим системы образования Австралии и США. Система образования Австралии. Австралия предлагает привлекательные условия для получения образования. Несмотря на то, что учебные заведения отличаются своими размерами и местоположением, все они предлагают большой выбор качественных программ и курсов ...
Значение и актуальность формирования количественных представлений у детей
дошкольного возраста
Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Ещё задолго до того, как ребёнок встретился с математикой и её формальными правилами сложения и вычитания чисел, он должен познакомиться с не ...