Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Принцип светскости государства в образовании

Страница 1

Раскрытие темы исследования и проблема понимания сути, сущностных характеристик светской и религиозной моделей образования, их функционирование в общественной системе отношений приводит к необходимости дать понятия светскости в культурно-историческом и конституционно-правовом контекстах.

Характер отношений между государством и религией на Востоке отличался от западного. В Византии такие отношения регулировались по принципу симфонии: разграничение функций, полномочий и сфер деятельности двух институтов общества, а также их сотрудничество. Московское царство, а затем Российская империя переняли такого рода отношения. Основой данного принципа является евангельское изречение: “отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу”. В “Толковании Евангелия” Б.И. Гладков пишет: “Эта мысль, впервые высказанная Иисусом ., была неизвестна государствам древнего мира, там каждый глава государства присваивал себе и духовную власть ., каждый царь был в то же время и верховным жрецом . А так как те законы, которые выдаются за повеления богов, могут быть отменены или изменены не иначе, как с соизволения тех же богов, то все государства, управляемые такими законами, обречены на застой и неподвижность».

К.п.н. И.В. Метлик замечает неосознанность современным российским обществом факта: “принцип светскости государства исторически утвержден в противовес языческому происхождению и природы власти в обществе”.

Понимание различия природ государства и религии зафиксировано в официальном документе Русской Православной Церкви “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”: “Церковь основана непосредственно самим Богом – Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредственно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии”. Далее приводится описания интергрированности Церкви в систему социальных отношений. Церковь принимает участие в устроении человеческой жизни, соответствующие усилия с представителями светской власти. Условиями такого взаимодействия должно быть:

1)“соответствие церковного участия в государственных трудах природе и призванию Церкви», ее канонам;

2)“отсутствие государственного диктата”.

На Руси существовало представления о государстве Святая Русь как идеальном общественно-государственном устройстве, идеальное не в материальном понимании, а в реализации обществом и личностью христианского идеала. Также, в христианстве есть представления о теократическом обществе без государственной власти. Это эпоха религиозных вождей, Авраама, Моисея и других, эпоха судий до установления в Древнем Израиле царства в XI в до н.э. Установление израильского царства было следствием падения народа Божия, который захотел стать подобным другим народам и этим отрекался от призвания быть избранным.

Интересно отношение Православной Церкви к светскому образованию. В III веке складываются два направления во взглядах на языческое образование философию и науку: восточное, с центром в Александрии, “теоретически положительное”; западное, с центром в Карфагене, “практически отрицательное”.

Представителями восточного направления являлись Климент Александровский, Ориген, Афанасий Александрийский, а в IV в. два Григория и Василий Великий. Тертуаллиан, Киприан Карфагенский – представители западного направления.

Многие из учителей Александрийской школы имели языческое философское образование. Климент Александрийский о греческой философии писал следующее: “Философия нужна была грекам ради праведности; до прихода Господа, и даже сейчас, она полезна для развития истинной религии как подготовительная дисциплина для тех, кто приходит к вере посредством наглядной демонстрации . Таким образом, философия была приготовлением проложившим человеку путь к совершенству во Христе”. Карфагенская же школа относилась крайне отрицательно к языческой философии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Формирование умения самостоятельно умываться и приводить себя в порядок
Чаще всего возложить на ребенка всю ответственность за умывание и соблюдение личной гигиены оказывается возможным только после 5 лет, то есть, в последние годы его пребывания в детском саду или в первый год учебы в школе. А раньше - ему без вас не обойтись, не только потому, что вы должны быть увер ...

Межпредметные и внутрипредметные связи и их использование в преподавании
Программа курса является основой планирования учебного процесса. Для составления качественного, обоснованного календарно-тематического плана преподаватель должен изучить программы всех предшествующих дисциплин и последующих учебных курсов т.к. установление межпредметных связей является важнейшим ме ...

Особенности развития творческих способностей на уроке технологии
Анализ программы технология Современная школа представляет собой сложный развивающийся механизм. В связи с подписанием Болонской декларации России предстоит решить ряд важных задач, которые потребуют значительных изменений и модернизации российского образования. Модернизация образования затрагивает ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru