Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Принцип светскости государства в образовании

Страница 2

Аврелий Августин, обращаясь к людям, которые, по-видимому, считали не нужным учиться чему-либо, так как все нужное Бог дает чудесным даром, писал: “Почему имея в виду, что апостолы, по сошествии Святого Духа, в одно мгновение не учась заговорили языками всех народов, давно не начнем советовать всем братиям, чтобы они не учили детей своих ни своему, ни чужому языку…в ожидании чуда? Сама любовь, связующая людей союзом единства не могла выбрать лучший способ к теснейшему соединению, то есть взаимному переживанию и сратворению душ, если бы люди ничему не научались от людей же…”.

Российский представитель Православия, митрополит Филарет призывает отдать дань уважения знанию и учености. Людей, обладающих “глубокими познаниями о предметах природы человечества и общества человеческого” называет очами народа.

И наконец, отношение Русской Православной Церкви к светскому образованию, светской школе содержится в официальном документе “Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви”: “Христианская традиция неизменно уважает светское образование . Многие отцы Церкви учились в светских школах и академиях и считали преподаваемые там науки необходимыми для верующего человека . Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы”.

Таким образом, отношения Русской Православной Церкви к светским наукам, образованию и школе основывается на ценности, по которой образованность в разных сферах науки и жизни имеет важное значение, но более важна, по иерархии, ценность христианского образа жизни.

А теперь проследим направление развития отношений рассматриваемых институтов общества на Западе. Здесь реализовалась идея теократического государства, современное ее воплощение – Ватикан. Церковь на территории Европы была сильна, хорошо организована и являлась единственной силой, способной соединить государства, но вместе с тем, она приобрела огромную власть. В отличие от Византии, где образование осуществлялось как церковью, так и в частных учреждениях, в западной Европе организовывать воспитание и обучение молодежи приходилось местным епископом Римско-католической Церкви. Поэтому светскость и светское государство могли появиться только через процесс ликвидации влияния Церкви на систему общества. Этот процесс называется секуляризация. Религиозные войны в Западной Европе, борьба католиков и протестантов, выливавшаяся во Франции в кровавую резню (Варфоломеевская ночь) и в других европейских государствах способствовали пониманию светскости как исключение связи государства с религией или какой-либо религиозной организацией, в дальнейшем и нерелигиозной идеологией. В других европейских странах, преимущественно англосаксонских, проблема всеобъемлющего влияния католичества была решена Реформацией и созданием национальных Церквей (Великобритания, Германия, Швеция, Норвегия и т.д.). В этих странах структуры Римско-католической Церкви находятся примерно в равных условиях с другими религиозными организациями, объединениями и общинами.

Крайним случаем секуляризации является вымещение религии из всех сфер жизни общества, вплоть до уничтожения этого явления и института, что наблюдается в действиях французских революционеров и советских коммунистов.

Такой характер появления светского в Западном мире привел к отождествлению светского и секулярного. В словаре Брокгауза и Эфрона отражается это отождествление: “В средние века латинское слово “Saeculum” (век) получило значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда Saecularis – мирской, светский”. Далее перечисляются секулярные процессы Западного общества: “Следя за изменениями, совершившимся в миросозерцании и настроении общества, историки стали говорить о секуляризации философии и науки, литературы и искусства. Под этим разумеется освобождение от церковной опеки в умственной и общественной деятельности, обращение в художественном творчестве к светским сюжетам, подчинение жизни требованиям институтов человеческой природы, признания законными радости земного существования и т.п.”

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Общая характеристика системы развивающего обучения по Л.В. Занкову
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения. Система Л.В. Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы ХХ в. По мнению ученого, школа не рас ...

Стили воспитания и ошибки, влияющие на формирование подросткового эгоцентризма
Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей. Тем не менее, существует ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказыв ...

Театрализованные игры как художественная деятельность
А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности. Дети ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru